Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Страница 3

Программы обогащения ориентированы на дополнительный материал и более сложное содержание, поэтому они направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.

Очень много внимания психологи уделяют процессу решения задач и проблемному обучению. Под решением задач подразумевают общий подход к развитию умений рассуждать, что включает следующие умения: выявить проблему; проанализировать различные варианты ее решения; оценить достоинства каждого варианта; обобщить все найденное и т.д.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Заметим, что многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это проблемный подход к обучению (А.М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф. Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев) и пр.

С учетом имеющегося опыта российской школы и возрастных особенностей учащихся была предложена следующая модель работы по развитию математических способностей школьников.

В 1-4 классах основная задача – пробуждение интереса к математике. Она решается в основном путем включения в учебники и уроки занимательных вопросов и задач, привлечения математических игр. Возможна и организация коротких кружковых занятий.

В 5-7 классах материала, изученного в основном курсе, еще недостаточно для работы над сколько-нибудь протяженными систематизированными фрагментами. Свойственный возрасту “порхающий интерес” является дополнительным основанием в пользу уже систематической работы математического кружка (массив подходящих для этой цели задач достаточно велик). Крайне желательно, чтобы всем учащимся 5-7 классов была предоставлена возможность работы в кружке: интерес, не нашедший продолжения в этом возрасте, угасает. В 8-9 классах при благоприятных условиях формируется уже устойчивый интерес, который находит свое выражение в стремлении к самостоятельной работе в области математики. Базовые курсы алгебры и геометрии дают основание для постановки широкого круга содержательных задач на разные темы. Основная форма работы – внеклассная: более систематические кружки, факультативные курсы, охватывающие уже довольно развернутые, законченные темы

В старших классах (10-11) эффективны школы и классы с углубленным изучением математики (в том числе при вузах), естественно, дополненные всем набором внеклассных форм занятий, среди которых факультативные занятия играют, пожалуй, главную роль.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры
1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, ве ...

Из опыта учителей начальных классов по использованию дидактических игр на уроках математики
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса познавательной активности при изучении чисел первого десятка руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также п ...

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и кристаллизации
Плавление — переход тела из кристаллического твёрдого состояния в жидкое. Плавление происходит с поглощением удельной теплоты плавления и является фазовым переходом первого рода. Способность плавиться относится к физическим свойствам вещества При нормальном давлении, наибольшей температурой плавлен ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru