В экспериментальном исследовании приняли участие 6 учеников первых классов с билингвизмом и 6 учеников без билингвизма на базе МОУ СОШ № 29 города Сургута.
Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной (1999) в рамках исследования проблемы обучения письменной речи. Cibler la publicité sur Internet - https://ruall.biz
1. Исследование фонематического анализа.
Большое значение в успешном формировании письменно-речевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания.
1) Выделить ударный гласный звук в:
· начале слова;
· конце слова;
· середине слова.
2) Определить согласный звук в:
· начале слова;
· конце слова.
3) Выделить безударный гласный, не требующий проверки правилом, в начале слова.
4) Назвать звуки слова по порядку.
2. Изучение действий на уровне лексемы.
Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отбраковки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.
В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:
· На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал, посидел.)
· Мальчик удит рыбу. (Увидит, ходит, ловит.)
· Пестрый ковер укрыл поля и луга. (Уткнул, застелил, замыл.)
Инструкция: «Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение».
Критерием оценки заданий было их выполнение или невыполнение.
3. Слуховой диктант.
В качестве задания, запись под диктовку
Инструкция: «Слушай внимательно, и записывай под диктовку».
Маша играет, мама готовит, газета, красивый дом, красная машина, белый лист, зленный шкаф, жёлтый цветок.
4. Сочинение на тему: «Летние каникулы».
Анализ результатов изучения письма у младших школьников с билингвизмом и без него
При анализе результатов обследования фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с билингвизмом, было выявлено, что 83% детей выделяют ударный гласный звук в начале слова, а 17% детей не выделяют ударный гласный в начале слова. Так же было выявлено, что 50% детей выделяют ударный гласный звук в конце слова, и в середине слова, а остальные 50% не выделяют ударный гласный звук в конце и в середине слова.
Данные представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Выделение ударного гласного звука ( в начале, в конце, в середине)
При определении согласного звука, было выявлено, что 67% определяют в начале слова согласный звук, а 33% не выделяют согласный звук в начале слова.
Данные представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Определение согласного звука (в начале, в конце)
При выделении безударного гласного, не требующий проверки правилом 33% детей выделяют безударный гласный, не требующий проверки правилом, а 67% детей не выделяют безударного гласного, не требующий проверки правилом.
Данные представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Выделение безударного гласного, не требующего проверки правилом
При назывании звук слова по порядку было выявлено, что 33% детей назвали звуки слова по порядку, а 67% детей не назвали звуки слова по порядку.
Данные представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Назвать звуки слова по порядку
При анализе результатов обследования фонематического анализа у детей младшего школьного возраста без билингвизма было выявлено, что 100% исследуемых детей выделяют ударный гласный звук в начале слова, в конце слова, а в середине слова выделяют только 83% детей, а 17% не выделяют.
Данные представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5
Выделение ударного гласного звука ( в начале, в конце, в середине)
При определении согласного звука, было выявлено, что 100% детей определяют согласный звук в начале слова и 100% детей определяют согласный звук в конце слова.
Данные представлены в диаграмме 6.
Диаграмма 6
Определение согласного звука ( в начале, в конце)
письмо нарушение билингвизм дисграфия
При выделении безударного гласного, не требующий проверки правилом 83% детей выделяют безударный гласный, не требующий проверки правилом, и лишь 17% детей не смогла выделить безударную гласную
Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания
сотрудничество родитель педагогический воспитание Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическ ...
Становление социально-педагогической деятельности в России
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать ...
Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке ...