«Общая концепция федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» предоставляет базисные учебные планы для основных ступеней общеобразовательной школы.
Начальная школа. Базисный план на данной ступени закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями, навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Содержание начального образования ориентировано на формирование основных сторон личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры, определяющих структуру учебного плана.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1-го по 4-й класс по 2 ч в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
Основная школа. На этой ступени обучения начинается ее дифференциация, что связано с предоставлением возможности выбора профессии и апробированием учащимися своих сил в различных научных областях и видах деятельности. Базисный план основной школы включает функционально полный минимизированный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литературу, искусство, математику, физику и астрономию, химию, географию и экологию, кибернетику и информатику, биологию, общественные дисциплины, технологию, технику, труд, физическую культуру.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на основной ступени общего образования. На его освоение отведен 1 ч в неделю в 8-м классе.
Полная средняя школа. Ее базисный план включает в себя набор образовательных областей основной школы, но строится по принципу профильной дифференциации.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 были утверждены федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Этим приказом на учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 35 ч в год в 8 классе и 35 ч в год в старшей школе.
Сравнивая содержание государственного стандарта общего образования с количеством учебных часов, предусмотренных на изучение предмета федеральным базисным учебным планом, нетрудно прийти к выводу, что качественно освоить его в течение 70 учебных часов невозможно. Как показывает опыт изучения предмета, для получения необходимых знаний, овладения практическими навыками и умениями учащимся необходимо не менее 1 ч в неделю с 5 по 11 класс (именно таким образом проводится преподавание ОБЖ более чем в 70 субъектах Российской Федерации), т. е. всего нужно не менее 245 учебных часов. Недостающие 175 ч могут быть отведены за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...
Методы исследования письма
В экспериментальном исследовании приняли участие 6 учеников первых классов с билингвизмом и 6 учеников без билингвизма на базе МОУ СОШ № 29 города Сургута. Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана под руководством доктора педагогических наук, професс ...
Испарение и кипение. Удельная теплота парообразования
Испарение — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар). Процесс испарения является обратным процессу конденсации (переход из парообразного состояния в жидкое. Испарение (парообразование), переход вещества из конденсированной (твердой или жидкой) фазы в газообразную (пар); ф ...