Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы.
Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул на них еще 30 танков.
28 героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одного танка они не пропустили.
При изучении склонения количественных числительных можно предложить упражнения, которые помогут осознанному усвоению языкового материала при наблюдении над общностью словоформ внутри каждой группы числительных.
1. Просклонять количественные числительные «один (одна, одно, одни)» с существительными «парта, стол, окно, часы».
2. Просклонять количественные числительные «четыре, пять, четырнадцать, двадцать пять с существительными «книга, стол, окно».
3. Просклонять числительные «два (две), три, четыре, двести, триста, четыреста» с существительными «журнал, книга» и определить, что общего в изменении числительных.
4. Прочитать, вставить вместо слова «пять» числительные «пятьдесят, пятьсот». Изменилась ли форма существительного?
1. В зале сидели пять учеников. 2. На собрании присутствуют пять комсомольцев. 3. Алма прочитала пять страниц. 4. Ближайшая станция находится в пяти километрах.
5. Поставить числительные в родительном падеже, обратив внимание на место «ь».
8 рублей, 80 листов, 800 мест.
6. Образовать сложные числительные с корнем «семь». Поставить Их в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. В чем особенности склонения сложных числительных, имеющих «ь» в середине слова?
Отработать произношение числительных можно с помощью таких заданий:
1. Прочитать числительные, просклонять их, правильно произнося звук «ч».
Тысяча, четыре, четырнадцать, четыреста.
2. Прочитать числительные, правильно произнося звук «ш».
Шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.
3. Прочитать числительные, произнося правильно твердые и мягкие согласные.
Седьмой, восьмой, пять, шестнадцать, пятьдесят, пятьсот, семь, семнадцать, семьдесят, семьсот, восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот, девять, девятнадцать, девяносто, двадцать, тридцать.
Активизировать употребление в речи имен числительных позволяют задания на составление диалогов по заданному началу или по заданной ситуации, составление монологического высказывания по определенной теме с использованием материалов из детских и молодежных газет.
В средних классах зарекомендовала себя Ситуация «Магазин», которая дает возможность закрепить числительные в речевой практике. Можно предложить такие ее варианты:
1. Ты в книжном магазине. Купи несколько тетрадей, ручку и карандаш. Узнай, сколько это стоит (опорные слова: рубль, копейка, платать, извиниться, несколько, нужен (-на, -но), резинка, тот, школьный, подойти к кассе, числительные от 1 до 20).
2. Ты пришел в продовольственный магазин. Тебе нужно купить сахару, творог, немного конфет. Поговори с продавцом (опорные слова: спросить, ответить, половина, стоит, килограмм, грамм, числительные овин, полтора, двести, триста).
3. Ты пришел в магазин, тебе нужно купить 2 пачки печенья и полкилограмма конфет. Поговори с продавцом.
4. Ты пришел в магазин «Овощи - фрукты» Расскажи, что и в каком количестве ты купишь. Сколько это будет стоить?
5. Ты хочешь купить пять тетрадей, но тебе дали две Что ты скажешь продавцу?
Для составления таких заданий очень удобна группировка лексического материала по темам. В тематических группах удобнее обучать правописанию слов, легче семантизировать незнакомую лексику, что, в свою очередь, позволяет вести целенаправленную работу по развитию речи. Большая часть лексического материала была объединена нами по темам для обозначения времени, расстояния, размеров, веса и т. д. (т. е. в темы, позволяющие активизировать употребление числительных в речи). Каждая предполагает определенные задания. Так, работая над обозначением времени в русском языке, можно предложить учащимся:
1. Расскажи о своем распорядке дня, употребляя числительные.
Стадии умственного развития
Взрослые способны выполнять умственные операции на высоком уровне абстракции и логики. Для педагогов одним из наиболее важных аспектов работы Пиаже является выделение им стадий, которые необходимы для усвоения формальных операций. Познакомимся с краткой характеристикой этих стадий. Таблица 2-2 I Се ...
Пьезоэффект в полимерах
Прямой пьезоэлектрический эффект заключается в возникновении электрических зарядов на поверхности диэлектрика и электрической поляризации внутри него при воздействии механических нагрузок или деформаций δ. Обратный пьезоэлектрический эффект заключается в возникновении деформаций диэлектрика пр ...
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. Организация внеурочной деятельности ...