Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР

Страница 5

Таким образом, существуют несколько классификаций задержки психического развития. В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской (1980 г.), разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного генеза

ЗПР психогенного генеза

ЗПР церебрально-органического генеза

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» – по мнению автора, синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессами и личностными образованиями, более корректно пользоваться термином «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определённая мера развития познавательных, эмоциональных и волевых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст от 4 до 7 лет; младший школьный возраст от 7 до 12 лет, средний школьный возраст от 12 до 15 лет; старший школьный возраст от 15 до18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опережающим или замедленным.

Границы между уровнями психического развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Но в каждой возрастной стадии выделяется определённая совокупность признаков нормального психического развития. В экспертном исследовании можно установить этот возрастной период, которому соответствует психическое развитие обследуемого индивида.

Показатели задержки психического развития: не критичность мышления, необдуманность действия, недоучёт объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объекты для умственно отсталых детей служат спонтанным побудителем к действию, индивид подчинён ситуативному «полю» полезности.

Первый параметр дизонтогенеза связан с функциональной локализацией нарушения.

Для детей с умственной отсталостью характерен приоритет общих дефектов над частными, а для детей с ЗПР характерны только частные дефекты. Иными словами, для ЗПР, в отличие от умственной отсталости, характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.

Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждения нервной системы. Для умственной отсталости характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур), чем при задержке психического развития. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. При умственной отсталости длительность воздействия негативных факторов значительно больше, чем при ЗПР.

Третий параметр дизонтогенеза характеризуется взаимоотношений между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные нарушения, непосредственно вытекающие опосредованно в процессе аномального социального развития. При умственной отсталости приоритетное влияние оказывают биологические факторы, при ЗПР особую роль играет социокультурный фактор.

Кроме того, значительная разница между умственной отсталостью и задержкой психического развития существует по критерию распространённости. Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем умственная отсталость. По разным источникам показатели распространенности встречается значительно чаще, чем умственная отсталость. По разным источникам показатели распространенности олигофрении колеблются в пределах от 1 до 2,3 % от популяции.

Критерием задержки психического развития считается крайне низкий коэффициент интеллектуального развития –IQ. Приняты следующие показатели IQ для оценки умственной отсталости:

Лёгкая умственная отсталость: IQ = 50-70

Умственная отсталость средней тяжести: IQ = 35-50

Резко выраженная умственная отсталость: IQ = 20-35

Глубокая умственная отсталость: IQ = 20

(При высшей умственной одаренности IQ = 180)

Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Термин «задержка» подчёркивает временный (несоответствующий уровень психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыками интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно в дальнейшим соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Всё это в совокупности ведёт к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, повышенной работоспособности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Общая характеристика региональной системы образования
Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений: 495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек; 564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 2 ...

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
социальный школа педагог семья Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образовани ...

Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение
Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru