В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
Широко использовавшийся ранее термин «временная задержка психического развития» применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, выраженной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.
Едиными принципами систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время наука не располагает. Г.Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения.
Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
Нарушения при различных формах инфантилизма;
Интеллектуальная вторичная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и травм центральной нервной системы.
Таким образом, задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Дети с ЗПР способны использовать помощь, оказанную в процессе работы. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития.
Классификация типов задержки психического развития
В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура ЗПР, его симптоматика и этиология. Состояния ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.
Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР были предоставлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:
задержка психического развития конституционального происхождения;
задержка психического развития соматогенного происхождения;
задержка психического развития психогенного происхождения;
задержка психического развития церебрально-органического генеза.
ЗПР конституционального происхождения
Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально – волевой сфере при относительно сохранной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.
Для конституционального типа ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять трудности в школьном обучении.
ЗПР соматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне не продуктивными в процесс школьных занятий.
Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания
сотрудничество родитель педагогический воспитание Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическ ...
Понятие культуры межнационального общения
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...
Модульное обучение
В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в педагогику «врывается» еще один термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования» и т.п. Давайте разберемся, что это такое. Слово «модуль» (от латинского modulus — ...