Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа.
Например, мифология эвенков, как и других первобытных народов, носит эколого–генетический характер, в связи с чем сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих – по роду занятий, языку, внешнему виду, фенотипу и т. д. Вражда между родственниками (например, героем и его тестем) обусловлена во многом тем, что они принадлежали к разным родам, что в родоплеменном обществе чужака, инородца делало врагом. В противоположность этому фраза "Я эвенка – ты тоже эвенк" могла стать ключевой в установлении межличностных контактов и взаимопомощи. В эвенкийском фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся,
-во–первых, мать–прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы;
-во–вторых, – животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты;
-в–третьих, – шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения;
-в–четвертых, – герои–охотники, богатыри, научившие бороться с врагами;
-в–пятых, – русские охотники и переселенцы, приобщившие эвенков к продуктам земледелия, снабдившие их современным оружием.
За героем–богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род.
Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше" ). Часто ему помогает шаман – камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. Нарушение цельности жертвы в большинстве мифологических традиций, как и физические дефекты, делает жертвоприношение невозможным, поскольку дар становится неполноценным. Поэтому даже человеческие жертвоприношения (например, пленников у ацтеков) предполагали "аккуратное пленение", оглушение ударом по голове без видимых физических увечий. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели–разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.
В большинстве же сказок, как русских, так и эвенкийских, отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.
Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Под психологич ...
Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...
Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи
дошкольников
Одним из самых известных текстов для измерения уровня интеллектуального развития является тестирование по шкале интеллекта Дэвида Векслера. Оно позволяет получить полную картину интеллектуальной сферы человека. В России методика была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.Wais- методика индивиду ...