Глубокие изменения, происходящие в последние двадцать лет в российском обществе, напрямую затронули и воспитание.
Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений воспитания, поисков новых средств формирования моральных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Одним из таких средств могут стать сказки.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. Свой облик и у русских сказок. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт русского народа.
Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Никакие проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, моральные и нравственные ценности. В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение. В народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, народный взгляд на вещи, ум, передана специфика национального языка - все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы добра со злом, и обязательной победы добра. Все вышесказанное свидетельствует о том, что, сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с действительностью и, по- прежнему, является важным средством воспитания.
Поэтому тема работы очень важна и актуальна в настоящее время.
Подход к определению места и значимости воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва и др. Вос- питательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными позициями для определения со- держания и средств духовно-нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как сред- ства общения и познания.
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы воспитания, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, отсутствуют специальные научные исследования, посвящённые разработке и конструированию педагогических технологий духовно-нравственного воспитания детей, где основным методологическим средством воспитания определенной системы ценностей являлась бы народная сказка, в которой воедино слились её дидактический и воспитывающий потенциалы. Что так же свидетельствует о важности и актуальности темы исследования.
Объект работы - система современного воспитания.
Предмет - средства воспитания.
Цель – изучить особенности народных сказок как средства воспитания определенной системы ценностей.
Задачи:
- изучить теоретические основы проблемы воспитания, дать характеристику воспитанию, ориентированному на определенную систему ценностей;
- охарактеризовать воспитательный потенциал народных сказок как средства воспитания.
Методы исследования: теоретический метод исследования, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Современная стратегия и тактика обучения родному языку
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развити ...
Модульное обучение
В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в педагогику «врывается» еще один термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования» и т.п. Давайте разберемся, что это такое. Слово «модуль» (от латинского modulus — ...
Сущность, функции и значение инновационных компаний
в процессе модернизации экономики страны
В современной экономике деятельность инновационных компаний является одним из важнейших элементов, влияющих на развитие страны в целом. Повышение эффективности российской экономики, развитие ее инфраструктуры невозможно обеспечить без улучшения результатов деятельности в инновационной сфере. Интере ...