В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение).
При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о написанном, выделяя ключевые слова и фразы. А имея уже некоторое представление о предмете или авторе написанного можем читать конкретный текст с целью понять отношение автора к данному предмету.
Когда же мы ищем в тексте определенные сведения, как например, конкретные имена, даты, статистику и т.д., мы как бы «сканируем» текст в поисках этой информации.
Мы применяем интенсивный тип чтения, когда нам важно ясно и в полном объеме понять написанный текст. Это подразумевает внимательное чтение и осмысление авторских рассуждений с целью понять его позицию, различные нюансы, как, например, иронию.
Экстенсивный тип чтения как правило применяется при работе с большим объемом текста и может включать в себя использование всех вышеперечисленных типов чтения.
Когда мы читаем на родном языке, мы, не задумываясь, используем все эти типы или «стратегии». Поэтому для того, чтобы научить учащихся с легкостью справляться с любыми текстами на иностранном языке, необходимо развить у них способность применять знакомые им навыки обработки текста на русском языке в работе над англоязычным текстом.
Учащиеся старшей ступени профильного обучения зачастую сталкиваются с необходимостью использования иностранной литературы, учебных пособий, периодических изданий, разного рода Интернет-ресурсов на английском языке. Вместе с тем отсутствие необходимой подготовки и определенных навыков работы с неадаптированными научными материалами приводит к неизбежным трудностям. Большинство школьников подходит к работе с англоязычными источниками, прежде всего, применяя, наработанный ими за время обучения, навык перевода. Этот весьма долгий и трудоемкий процесс оказывается неэффективным и неоправданным по количеству затраченных усилий с точки зрения предмета изучения, тогда как работа с источником должна, прежде всего, носить утилитарный характер.
В этой связи представляется уместным скорректировать подход к работе с англоязычными источниками и, сместив акцент с перевода иностранного текста, перейти непосредственно к использованию этого текста в академических целях. На наш взгляд, для этого нужно постепенно воспитывать принципиально иное отношение к англоязычным материалам и постараться помочь учащимся овладеть навыком использования англоязычной научной литературы наряду с русскоязычной.
Прежде всего, необходимо изменить стереотип восприятия англоязычной литературы и научить студента адекватно подходить к её обработке.
Несмотря на то, что чтение зачастую рассматривается как пассивный навык, исследования в области психолингвистики доказали, что на самом деле это весьма сложный процесс взаимодействия между читающим и текстом. Так, например, читающий не расшифровывает текст на родном языке линейным способом, слово за словом, а его глаза быстро пробегают по странице и помогают ему воспринимать значимые группы слов и соотносить их с обладаемой им невербальной информацией (т.е. к его знанию мира и темы написанного текста), как следствие – происходит извлечение смысла из текста.
Таким образом, чтение может рассматриваться как процесс обработки информации. Читающий привносит в текст свой собственный информационный багаж, основанный на его национальной культуре, образовании, личном опыте, и, как правило, определенных знаний или представлений о теме, затрагиваемой в тексте. В то же время читатель обладает лингвистической компетенцией, включающей в себя знание слов (лексика), знание того, как эти слова связаны между собой, образуя предложения (синтаксис) и, наконец, знание речевых оборотов и языковых форм, характерных для определенных типов текстов или жанров.
К тому же, в идеальной ситуации, читающий подходит к тексту с определенной мотивацией и целью. У него также будут ожидания и предположения о содержании этого текста, каким бы он ни был (предположения могут быть основаны на названии, фотографиях или рисунках, графиках и таблицах и т.д.). По мере чтения, эти предположения либо подтверждаются, либо нет. Чем точнее предположения, тем быстрее идет обработка текста.
Место проектной методики в современном процессе обучения. Проектная работа
как вид коллективной деятельности учащихся
Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При чем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу вместе решат ...
Целеустремленность как нравственно-волевое качество личности старших
дошкольников
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода – ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранн ...
Характеристика учреждения ГУ "Республиканский центр социальной помощи семье
и детям "Сампо"
Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо» - государственное учреждение социального обслуживания. Он был основан 28 января 1994 года. Адрес: г. Петрозаводск, ул. Калинина, 55-б. Телефон: 55-67-06. Его основными задачами являются выявление совместно с государственными и неправител ...