Изучение условий эффективного взаимодействия ДОУ с родителями

Страница 5

Соотнесение результатов данной методики с результатами использования методики «6 кукол» (модификация методики Т.Н. Пуховой) показывает, что для взаимодействия родителей 3-й дифференцированной группы с детьми действительно характерны более эффективные педагогические ситуации и ситуации эмоционального общения, чем для родителей 1-й дифференцированной группы, однако эта корреляция не является прямой.

Наблюдения показывают, что среди моделируемых ситуаций общения детей дошкольного возраста и родителей встречаются 4 типа таких профилей.

1-й тип (14%): профиль педагогических потенциалов ситуации взаимодействия располагается в области активных предметных действий и позитивных речевых высказываний. По отношению к персонажам преобладают слова-признаки, в большинстве позитивно окрашенные. Возможно, это связано с тем, что у детей в достаточной степени сформирована эмоциональная идентификация со взрослыми (Например, Кристина А. (4 г. 10 мес). Мама у меня добрая, хорошая, красивая, ласковая, любимая. Папа хороший, красивый, любимый).

В специально созданной игровой ситуации действия персонажей носят активный характер, они часто пересекаются, причем инициатива исходит попеременно от всех (например, Вадим Я. (5 лет). Маме, когда она готовит суп, я всегда помогаю, лук там режу или что-то еще. И папе помогаю – держу сверло. А потом папа со мной играет в военных дядек.

2-й тип (24%): профиль педагогических потенциалов ситуации располагается на оси речевых высказываний, параллельно ей в форме прямой.

Эмоциональное отношение испытуемых к экспериментальной ситуации неоднозначно: они положительно относятся к идее построить дом по подражанию или по образцу с помощью взрослого, но неохотно играют, некоторые даже отказываются от игры. В игровой ситуации персонажи статичны, автономны друг от друга, их действия практически не пересекаются. Продолжительность действий с персонажами является крайне невысокой, прекращается сразу после стимуляции взрослого.

Дети часто употребляют в адрес персонажей негативно или нейтрально окрашенные высказывания. Практически не используют слова-признаки, предпочитая им слова-действия. Мы полагаем, что у этой группы испытуемых наблюдается недостаток личностного и познавательного общения с родителями и воспитателями, т.е. речь идет о рассогласовании ориентировки на социальный смысл контакта и способа действия.

3-й тип (38%): большая часть профиля педагогических потенциалов ситуации располагается в положительных областях, хотя меньшая попадает в поле с отрицательным знаком оценки.

Мы полагаем, что это свидетельствует, возможно, об отсутствии единого воспитательного подхода по отношению к ребенку, что отрицательно сказывается на формировании эмоциональной идентификации с взрослым.

Речевые действия характеризуются противоречивостью, т.е. налицо нарушение адекватной ориентировки на смысл социального контакта. Это подтверждается тем, что отношение испытуемых к экспериментальной ситуации является активным, но чересчур ответственным. На наш взгляд, подобное может быть связано с семейным воспитанием в стиле «сверхсоциализации».

4-й тип (23%): профиль педагогических потенциалов ситуации располагается большей частью в отрицательной плоскости.

Эмоциональное отношение детей к экспериментальной ситуации неустойчиво, они не стремятся к общению со взрослым, неохотно отвечают на вопросы. Возможно, это характерно для детей с недостаточно сформированным базовым доверием к миру. Следовательно, речь идет о ситуации своеобразного социального вывиха ребенка из педагогического общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя и формирования связной речи
Особенности логопедической работы по развитию фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей со средней степенью является более длительным и сложным процессом, ч ...

Сравнительная характеристика мышления и речи детей с нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru