- забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
- содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
- содействие овладению основами духовной культуры.
Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.
Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом го возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.
«Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.
Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.
Для педагога воспитывать в «Доме радости» - это значит содействовать обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.
Успех создания «Детского сада – дома радости» определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее.
Школы, куда пришли выпускники групп «Детский сад – дом радости», дали высокую оценку готовности детей к обучению в любом, даже самом престижном учебном заведении. Это свидетельствует об эффективности данной программы.
Программа «Обновление и самообразование»
Программа разработана гениальным ученым-психологом центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца Евгением Евгеньевичем Шулешко.
О проблеме «вторжения» школьных методов в дошкольное образование говорят в последние десятилетия немало. Многие современные дошкольные программы откровенно пестрят школьно-предметными формулировками, представления о разнообразном содержании жизни детей подменяются представлениями о рядоположенности и несвязанности различных задач обучения, подобно школьным дисциплинам.
В программе «Обновление и самообразование» слово «грамота» не подразумевает школьную дисциплину, а употребляется в социокультурном смысле, следовательно, грамотный человек – это человек, владеющий культурой общества, в котором он живет. Автор программы Е.Е. Шулешко отмечает, что педагогическая практика по воспитанию грамотного человека предполагает соотношение четырех планов взаимоотношений: детей друг с другом, педагогов с детьми, педагогов друг с другом, педагогов с системой образования и родителями. Норма, которая определяет эти отношения – равноправие. Общение, основанное на таком равноправии, имеет глубокий человеческий и педагогический смысл.
Из вышесказанного очевидно, что полноценное освоение культурных навыков возможно лишь через освоение культуры человеческих отношений, одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм которых являются отношения между ровесниками. Именно становление ровеснических отношений автор считает основой всесторонней готовности к обучению в школе. Иными словами, ровесничество - организация такой жизни детей, при которой формируется поколение ровесников, осваивающее старые культурные традиции и, незаметно для себя, создающее традиции новые.
Эффективность использования информационных технологий в обучении
иностранным языкам
Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методиче ...
Периодизация дошкольного детства, как основа создания благоприятных условий
развития ребенка
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского ра ...
Методика и организация констатирующего эксперимента
Исследование особенностей связной речи проводилось на базе ДУ №249 города Минска. В эксперименте приняли участие 40 детей: 20 детей 5-5,5 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 10 мальчиков и 10 девочек и 20 детей 5 -5,5 лет с нормальным речевым развитием - из них 9 мальчиков и 11 девочек. И ...