Методы определения поверхностной плотности зарядов и потенциала поверхности.
К важнейшим характеристикам электретов относятся поверхностная плотность зарядов и время ее релаксации (уменьшения в с раз). Поверхностную плотность зарядов определяют различными методами, из которых важнейшим и наиболее старым является индукционный статический метод, или метод подъемного электрода. Иногда этот метод называют по фамилии автора, его разработавшего, метод Эгучи (или Эгути); метод стандартизован (ГОСТ 25209-82). Сущность метода подъемного электрода заключается в измерении напряжения на образцовом конденсаторе, соединенном с подвижным электродом, на котором индуцируется заряд от заряженной поверхности электрета. Для испытаний используют образцы в виде плоских пластин, дисков, пленок толщиной 0,1-3 мм и диаметром (для дисков) 50 + 0.5 или 25 ± 0.5 мм.
Рис.1. Схема установки для определения σэф методом подъемного электрода (а) и кассета для пленочного электрета (б):
1 - нижний неподвижный электрод; 2-электрет; 3-верхний подвижный электрод,4 - изолятор; 5 - шток, 6 - штатив,7 - ручка,8 - выключатель,9 - образцовый конденсатор; 10-статический вольтметр.
Испытания проводят следующим образом. Образец помешают на нижний электрод электродного устройства рабочей стороной кверху (при поднятом верхнем электроде). Верхний электрод опускают на образец, замыкают на землю и отключают от нее после чего верхний электрод поднимают и отсчитывают показания на вольтметре. Поверхностную плотность зарядов образцов электретов σэф (Кл/М2) вычисляют по формуле:
σэф=VCоб/S
Где (V-
напряжение
на
вольтметре, В; Соб - сумма
емкости
конденсатора и
входной емкости вольтметра и емкости проводов, Ф; S-площадь электродов, м2.
Для большей точности измерений верхний электрод снабжают охранным кольцом.
Электретную разность потенциалов (потенциал на поверхности электрета) рассчитывают по формуле:
Vэф= (σэф/. ε0ε) L,
где ε0 - электрическая постоянная, равная 8,854-10-12 Ф/м; ε - относительная диэлектрическая проницаемость материала электрета, L-толщина электрета, м; если σэф выражают в нКл/см2, a L в мм.
Недостаток метода подъемного электрода заключается в том, что при опускании верхнего электрода и его последующем отрыве от поверхности электрета происходят разряды между поверхностью электрета и электродом и (или) образование дополнительных зарядов вследствие разрыва контакта. Возможно также загрязнение поверхности электрета. Все эти явления искажают действительное значение σэф. Поэтому иногда электрод опускают не прямо на поверхность, а до определенного зазора между поверхностью и электродом. Для этого к краям электрода прикрепляют шарики или небольшие цилиндры из высококачественных изоляторов высотой до 1 мм.
Другой метод определения σэф - компенсационный. Сущность метода заключается в измерении напряжения, подаваемого на электроды для компенсации электрического поля, индуцируемого электретом в зазоре электрет - подвижный вибрирующий электрод. По ГОСТ 25209-82 этим методом рекомендуется измерять пленочные образцы диаметром 25 ± 0,5 и 10 ± 0,5 мм и толщиной 0,002-0,100 мм, а также диаметром 5 + 0,2 мм и толщиной 0,002 0,050 мм.
Рис.2. Схема установки для определения электретного потенциала компенсационным методом:
1-втулка-изолятор; 2 - основание; 3-неподвижный электрод; 4 - электрет; 5-кассета: 6-стопорный винт.7-штатив; 8-пружина; 9-селеноид; 10-вгулка; 11-генератор; 12-осинллографический индикатор нуля; 13-источник постоянного напряжения (регулируемый); 14 - вольтметр; 15 - переключатель.
Испытания проводят следующим образом. Образец электрета помещают между электродами так, чтобы сторона электрета с электропроводящим покрытием контактировала с неподвижным электродом. Вибрирующий электрод подводят на расстояние 0.2-1,0 мм к заряженной поверхности электрета. Изменяя величину и полярность компенсирующего напряжения, добываются нулевого показания на осциллографическом индикаторе. Компенсирующее напряжение - электретную разность потенциалов Vэ - записывают в целых единицах Вольт. Поверхностную плотность зарядов (Кл/м2) вычисляют по формуле:
Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются: 7. Конвенция ООН о правах ребенка 8. Конституция Российской Федерации 9. Закон "Об образовании" 10. ряд других законов и нормативно-правовых документов. В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать ...
Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости
Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках. Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разнов ...
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...