Актуальность темы обусловлена тем, что нашем факультете изучаемые специальные курсы, в большинстве своем носят ярко выраженный химический характер, по крайней мере, в исполнении наших педагогов.
Специфика профессии инженера-эколога предполагает хорошие знания не только по собственным экологическим дисциплинам, но и материаловедческого характера, а в этом направлении изучается несколько хороших дисциплин. Одна из которых "материаловедение", преподаваемый на младших курсах. Получение знаний об их структуре, составе, свойствах, и особенностях. Практическое использование предполагает широкое применение (и установление) межпредметных связей.
Поэтому, цель настоящей работы, установление и использование межпредметных связей при изучении композиционных электроактивных материалов в курсе магистратуры ХФ.
Гипотеза состоит в предположении, что такой подход позволит сформировать у будущих магистров более широкий кругозор, сделать знания по дисциплине более предметными и более высокого качества.
Объект исследования - учебно-воспитательная работа или процесс изучения электроактивных материалов в рамках дисциплины "физико-химические основы создания композиционных материалов" в магистратуре (1 год обучения ХФ направления ЗОС).
Предмет исследования - возможность усовершенствования учебно-воспитательной работы при изучении данного специального курса. Отметим, что вопрос исследования материала в общем неотделим от проблематики дисциплин изучаемых будущими экологами. Однако, специфика этих дисциплин сводится к общепринятым методам экологического мониторинга. В данном же случае, речь идет о способах создания материала, подбора рецептуры и рекомендации к практическому использованию будущих изделий в различных отраслях деятельности, в том числе, в экологии.
Работа состоит из: введения, литературного обзора, включающий анализ объема и качества сведений о функциональных композитах в программах и учебно-методических пособиях, рекомендуемых для будущих магистров ХФ. На основе этого анализа приводится подбор описаний рецептуры, технологий получения электроактивных материалов. Во 2 главе приводится собственная методическая разработка, план-конспект лекционного и семинарского занятий. Основное содержание этих занятий сводится к изучению со студентами таких понятий, как электретное состояние, пьезо и пироэлектричество, их связи с особенностями химического строения и структуры компонентов композиционного материала. Т.о., мы имеем дело с необходимостью установления и использования связей между химией, физикой, технологией, для получения студентами прочных знаний по изучаемому предмету. Такой подход необходим и при подготовке будущей специальности инженера по разработке таких материалов. В нашем случае, интерес к такой методике обусловлен еще и тем, что подобные материалы сейчас (и особенно в перспективе) широко используется в том числе и в решении экологических задач.
Контрольные срезы знаний, призванные выяснить не только сумму знаний по конкретным вопросам курса, но и отношение студентов к дисциплине, теме занятий, к проблемам экологического характера и поиску путей их решения, показали, что описанный выше подход, действительно позволяет существенно повысить интерес студентов к взаимосвязям между созданием функциональных композитов и решением экологических задач. Вместе с тем, выявилась проблема, не высокий уровень знаний будущих магистров по физике, особенно в пределах вузовской программы, не умение уверенно пользоваться технологическими приемами и некоторыми вопросами материаловедения. Острота этих проблем снималась наличием на базе ХФ специализированных лабораторий, по разработке полимерных композиционных материалов и задела у научных сотрудников-преподавателей факультета.
Распределение зарядов по поверхности
Эффективность работы приборов с электретами существенно зависит от распределения зарядов по поверхности электретов. Резко неоднородное распределение зарядов после приготовления электретов приводит к преждевременному их спаду из-за компенсации зарядов разного знака и из-за перераспределения их по по ...
Интеграционные процессы в химии и экологии
Рассмотрение экологических вопросов требует, наряду с традиционными биологическими, географическими, социальными и другими аспектами, химического подхода. В основе процессов жизнедеятельности, как и в основе изменения химического состава окружающей среды, лежит превращение веществ. Для описания эко ...
Правовые основы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих
детей дошкольного возраста
Социальная поддержка алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права семьи и детей закреплены в сл ...