Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты.
Таким образом, отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.
Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.
Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное.
Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках. Оно было заключительным.
Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки – прием воображаемого письма. Затем обвести образец через кальку – копировальный способ, сделать анализ формы буквы, то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом было показано, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами – этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим. Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца – это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента.
В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися – участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали графические ошибки (Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:
Алешин К.: научился писать букву «К» без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой;
Иванов П.: правильно стал писать нижние соединения;
Рослякова Н.: красиво пишет нижние петли строчных букв «у», «д», «з»;
Ударцева С.: лучше стала писать буквы округлой формы «о», «с», «ф», «а»;
Бабурин П.: научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.
Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать графический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения графике, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.
Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования графических навыков учителю необходимо:
учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;
учитывать гигиенические условия;
учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока;
знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений;
знать технику работы над усвоением графического навыка.
На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:
Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...
Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...
Методические рекомендации по формированию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе
рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...