Типология и характеристика дидактических средств

Новое образование » Основные дидактические концепции » Типология и характеристика дидактических средств

Страница 4

Большую заинтересованность у дидактиков вызывает связь между процессом обучения и используемыми в нем дидактическими сред­ствами; положительному влиянию этих средств на результаты обуче­ния способствует их динамическое развитие и все более широкое применение в школах всего мира. Принимая во внимание эту связь, попробуем рассмотреть основные функции, которые выполняет про­цесс обучения, а также помощь, которую он получает со стороны технических средств. К самым важным, но не единственным функци­ям процесса обучения относится возможность учащихся познавать окружающую их действительность, приобретать знания об этой дей­ствительности, формировать их понимание и ощущение действитель­ности и привлекать их к деятельности, преобразующей действитель­ность. В связи с ролью, которую играют дидактические средства, усиливая эти функции процесса обучения, можно говорить о четырех функциях технических средств обучения. Они облегчают и углубляют:

— познание действительности,

— получение знаний о действительности,

— формирование принципов эмоционального отношения к действительности,

— развитие деятельности, преобразующей действительность.

Обзор функций дидактических средств имел целью показать некоторые возможности использования современной техники в ди­дактическом процессе для увеличения его эффективности при воз­действии на человека, его влияния на всестороннее развитие лично­сти. Речь шла о том, чтобы прежде всего выступить против односто­роннего понимания функций этих средств, чтобы отвергнуть убежде­ние в том, что они предназначены только для усиления «привлека­тельности» процесса обучения, для облегчения приобретения знаний и умений.

Концепция многостороннего обучения порывает с таким узким понятием смысла «технократизация» дидактики. Она основывается на том, что целью любого образования является осуществление изменений различных составляющих личности; эти изменения осуще­ствляются не через пассивное приобретение знаний, а на пути решения разнородных задач обучающимся субъектом. Обучение, лишен­ное этих богатых средств, которыми в состоянии обеспечить совре­менная дидактика, не создает условий для такой активности. Указанные функции дидактических средств должны были привлечь внимание к разнообразию возможностей создания таких ситуаций, при которых обучаемый может выполнять различные задачи с по­мощью многих средств. Одни из этих ситуаций связываются с са­мостоятельным приобретением знаний, другие — с решением про­блем, с дидактической игрой, с инсценировкой литературного про­изведения и переживанием каких-либо ценностей, а третьи — с рабо­тами, преобразующими окружающую действительность.

Чем больше функций выполняют дидактические средства в про­цессе обучения, тем важнее их роль в формировании полноценного человека. Особенно велико значение таких функций, как помощь в создании проблемных ситуаций, в формировании эмоциональной жизни, принципов и мотиваций, в преобразовании действительности. В этом прежде всего следует видеть гуманистический смысл исполь­зования техники в процессе обучения.

Таким образом, под обучением мы будем понимать планомерную и систематиче­скую работу учителя с учащимися, основанную на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятельностью, это подразуме­вает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся. На этой основе некоторые дидактики определяют обучение как руководство учением, однако это определе­ние не является полным, поскольку оно исключает другие характери­стики обучения. Одной из таких важных характеристик является обмен информацией между учителем, другими источниками и уча­щимся, позволяющий учащемуся овладевать знаниями, усваивая их непосредственно или в ходе решения проблемы. Приобретая знания об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к этой действительности. Одновременно он познает моральные, соци­альные и эстетические ценности и, переживая их в различных ди­дактических ситуациях, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей. Важным фактором изменений личности учащихся является также их практическая деятельность, связанная с приобре­тением знаний и воздействием на действительность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Методика изучения тепловых явлений
При изучении раздела «Тепловые явления» опираются на сведения из молекулярной физики, полученные учащимися в курсе физики 7 класса. Изложение материала всего раздела строится на использовании представлений о молекулярном строении вещества, но при этом широко используется и энергетический подход к о ...

Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru