Совершенствование форм, содержания работы центров социального обслуживания семьи и детей лежит в русле решения задач по оказанию эффективной помощи родителям, в установлении благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей. Структурами социального обслуживания семьи и детей проделывается большая работа в этом направлении, но очевидные достижения в этой области не перекрывают, тем не менее, столь же явных упущений и недостатков.
Укажем следующие, наиболее общие недостатки:
- отсутствие у работников социальной сферы (социальных работников, социальных педагогов, и т. д.) коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями и детьми положительных взаимоотношений, как основы продуктивного взаимодействия;
- категориальный подход к клиентам центра как к нуждающимся, малообеспеченным, или же пренебрегающим своими прямыми обязанностями, без учета их индивидуальных особенностей, возраста, образования, социального статуса, культурного уровня и т.д.;
- формальное отношение специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, к работе с семьей в целом и с родителями в частности, вследствие доминирования экономических форм помощи, недооценки роли внутрисемейных отношений, их воспитательного значения.
Специалист, имеющий дело с семьями (социальный работник, социальный педагог, психолог), должен хорошо понимать их особенности, уметь принимать адекватные меры, чтобы прийти на помощь в решении разного рода проблем и трудностей.
Специалиста, работающего в социальной сфере от других профессионалов отличает не только специальные знания, но и прежде всего склонность к особому отношению к своим клиентам, как взрослым так и детям.
С одной стороны, специалист должен признавать, уважать их социальные, гражданские, личностные права, даже если эти люди находятся в самом невыгодном положении, а это в свою очередь обуславливает необходимость выработки позиции "рядом и вместе".
С другой стороны, недопустимо предъявлять к человеку, мир которого индивидуален и неповторим, только общие мерки. Для установления психологического контакта, партнерских отношений специалист центра социального обслуживания семьи и детей должен учиться смотреть на мир глазами того человека, той семьи, того ребенка, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Следует постоянно анализировать собственную деятельность, стараться увидеть любую ситуацию с самых разных позиций, в различных аспектах. Это позволяет работнику социальной сферы более полно и верно воспринимать проблемы и нужды конкретных семей, применять эффективные методы помощи.
Современная парадигма гуманистических общественных отношений включает в себя, следующие направления работы:
1) обеспечение укрепления внутрисемейных взаимоотношений, через экономическую и психологическую помощь, через поддержание деятельности членов семьи по самосовершенствованию и самопознанию;
2) содействие в создании нравственных, культурных, психологических условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования;
3)помощь в нормализации гуманистических отношений и психологического климата в семье.
Положительный эффект деятельности социальных служб в этих направлениях, достигается путем выполнения следующих условий:
Во- первых, у специалистов и членов семьи, с которыми они имеют дело, необходимо наличие взаимных установок на оказание и получение индивидуальной помощи. Здесь большую роль играет взаимоотношения, строящиеся на понимании важности совместной, согласованной работы, во имя преодоления трудностей, сохранения семьи во благо ребенка.
Среди работников социального обслуживания, к сожалению, распространена уверенность в том, что взаимопонимание с семьей, с родителями рождается само по себе, только потому, что они проявляют заботу о детях. Естественно, никакого подлинного взаимодействия при этом достичь не удается. Важная роль учреждения по оказанию социальной помощи семье и детям состоит в целенаправленности, профессиональной грамотности оказания помощи семье, с учетом интересов и проблем ребенка и родителей.
Во- вторых, социальные работники, психологи, социальные педагоги и родители должны постоянно повышать свою личную и социальную компетентность.
В-третьих, реальная практика социального обслуживания семьи должна формировать стиль доброжелательности, сотрудничества, который характеризовал бы работу центра в целом, и отношения с клиентом в частности. Ориентируясь на такую работу, возрастает потенциал семьи, а условием связи социальных учреждений с семьей выступает овладение его специалистами навыками общения. Процесс установления контакта с родителями и детьми может быть лишь в том случае, если специалист сознательно, а не спонтанно, строит коммуникативный процесс, учитывая конкретную ситуацию в семье, особенности ее членов.
Как показывают мои наблюдения, далеко не все специалисты по социальной работе всегда психологически готовы к этому, не все располагают профессиональными, коммуникативными навыками.
Средства, методы, формы и приемы социально-педагогической и психологической
деятельности
Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом. "Если цели и задача воспитания, ег ...
Сущность, функции и значение инновационных компаний
в процессе модернизации экономики страны
В современной экономике деятельность инновационных компаний является одним из важнейших элементов, влияющих на развитие страны в целом. Повышение эффективности российской экономики, развитие ее инфраструктуры невозможно обеспечить без улучшения результатов деятельности в инновационной сфере. Интере ...
Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, о ...