Методика разработки концепции воспитательной системы

Новое образование » Воспитательные системы и их развитие » Методика разработки концепции воспитательной системы

Страница 3

Разработка концепции образовательного учреждения связана с педагогическим прогнозированием, моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития образовательного учреждения.

На базе исходной концепции и образа школы формируется модель воспитательной системы. Реализация модели предполагает разработку программы реализации системы. Необходима экспертиза модели и программы реализации. Процесс моделирования воспитательной системы является непрерывным.

Концепция - это отражение прошлого, настоящего и будущего образовательного учреждения в их взаимосвязи на уровне научного анализа разнообразных сторон педагогической реальности [13, 24].

Таким образом, содержание воспитания на теоретическом уровне представляется в виде концепции развития воспитательной системы школы. Разработка концепции развития школы связана с педагогическим прогнозированием, моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития школы.

Модернизация содержания и технологий воспитания осуществляется на основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российской ментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям. Именно это поможет создать необходимую развивающую среду, воспитательную систему, которая позволит не только выявлять, но и развивать склонности, интересы, активность каждого учащегося.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности, также назрела необходимость целостной организации воспитательного процесса, требование взаимосвязи всех его звеньев.

В современном, быстро меняющемся мире, неуклонно проявляются две тенденции - интеграция и дезинтеграция.

Одним из феноменов, порождаемых этими противоречиями и являются воспитательные системы. Они становятся объектом пристального внимания ученых и практиков. Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Новиковой Л.В. и ее коллегам Караковскому В.А. и Селивановой Н. Л.

Любая воспитательная система специфична для каждого учебного заведения с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается.

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Воспитательная система включает в себя пять компонентов: индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, диагностико-результативный, отношенческо-коммуникативный.

Воспитательная система школы в своем развитии проходит ряд этапов, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени выражается в желаемом образе выпускника.

Воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности учащегося. Воспитание эффективно, если оно системно.

Целью воспитательной системы школы является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

Механизм реализации концепции развития воспитательной системы образовательного учреждения определяет место и роль всех субъектов воспитательной системы в рамках образовательной программы, внеучебной деятельности, а также определяет ресурсы, необходимые для функционирования учебного заведения нового уровня. Внеучебная деятельность интегрируется с учебной, воспитание происходит при целенаправленной, логически выстроенной системе дел и отношений в них.

Смыслом управления развитием воспитательной системы является развитие личности человека, включенного в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского
П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) – гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры. Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспо ...

Особенности мышления и речи детей с ЗПР
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку и характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Сущность его в отражении: Общих и существенных свойств предметов и явлений, в том ...

Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются: 7. Конвенция ООН о правах ребенка 8. Конституция Российской Федерации 9. Закон "Об образовании" 10. ряд других законов и нормативно-правовых документов. В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru