во-вторых, обогащая урок элементами внеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людей на урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствовать также использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных, "аукциона знаний" и др.
Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны - сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным, а целостность - важнейший признак любой системы [5, 13, 19, 22, 23].
Концепция должна одновременно исходить из социального заказа общества образовательному учреждению, учитывать степень реализации образовательным учреждением его ведущих функций, опираться на внешние и внутренние возможности образовательного учреждения в решении стоящих перед ним проблем. В концепции должны быть отражены особенности и возможности ее воспитанников (социальный статус семей) [17, 26].
Приступая к разработке концепции воспитания, необходимо ответить на следующие основные вопросы:
1. С какими концепциями воспитания вы уже знакомы?
2. Зачем нужна новая концепция?
3. Какие проблемы в сфере воспитания остаются не решенными в вашем учреждении?
4. Какие внутренние и внешние противоречия мешают конструктивно решать эти проблемы?
5. Какие из них могут быть сняты или решены педагогическими средствами?
6. Какой позитивный опыт организации воспитания существует в практике работы вашего учреждения? Что из него необходимо сохранить?
7. Что нового хотелось бы внести в существующую практику воспитания (идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы и др.)?
8. Где вы и ваши коллеги могли бы обеспечить преобразование системы воспитания?
9. Какие именно ресурсы (научные, организационные, административные, кадровые, методические, финансовые) вами могут быть привлечены для изменения ситуации воспитания?
Только после обстоятельных ответов на перечисленные вопросы имеет смысл приступать к концептуальным разработкам.
В учебных заведениях концепции состоят из нескольких разделов [3, 13, 14, 20].
I. Исходное состояние воспитательной системы.
1. Основные параметры образовательного учреждения.
2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.
II. Проектируемое состояние воспитательной системы.
1. Теоретико - методологические основы системы.
2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).
3. Механизм функционирования системы:
функции воспитательной системы;
системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса;
педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений;
управление и самоуправление системой;
внутренние и внешние связи системы;
кадровое, организационно - нормативное, научно - методическое, психологическое и финансово - материальное обеспечение функционирования системы.
4. Этапы построения системы.
5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы [16, 19].
Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания. [
При построении описательной модели не следует чрезмерно детализировать саму модель. Важно получить целостную картину, каркас. Сама воспитательная система будет более многообразной и многоаспектной. Почему не следует излишне детализировать модель? Для того, чтобы она - воспитательная система - была управляема. Но модель должна предусматривать возможные пути развития воспитательной системы с учетом возникающих обстоятельств или тех, которые могут возникнуть, т.е. модель должна отвечать на вопрос: "А что будет, если?" [24].
Пути развития воспитательной системы определяются внутренними свойствами самой системы, т.к. навязывать что-либо системе извне очень сложно. Поэтому очень тщательно и разносторонне должны изучаться условия ее функционирования.
Могут ли изменяться воспитательные системы, основанные на одной и той же концепции? Да, могут. Это происходит с изменением системообразующего вида деятельности, с изменением идеологии.
Может ли изменяться концепция воспитательной системы? Да, если меняется главная цель.
Реализация модели напрямую связана с управлением системой [24].
Организация личностно-ориентированного обучения в процессе
обучения дизайну
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, уче ...
Задачи и содержание словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. [1, с.100] Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение де ...
Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по
основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса является формирование и развитие у школьников сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневно ...