Целью данного эксперимента являлось стремление показать необходимость эстетического воспитания детей, обогащение их словарного запаса и осознанно правильное их отношение к природе.
Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки В. Бианки «Сказка несказка». Нарисовать старика и сову из сказки «Сказка несказка» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки» от детей.
Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5 - 6 лет и состоит из 3 серий.
Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей прослушать сказку В. Бианки «Сказка несказка».
Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают в чем смысл пословицы «Вместе тесно – а врозь, хоть брось».
Третья серия. Работа ведется индивидуально. Детям предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два героя: старик и сова. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».
Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вопросы, мимика. Во второй серии оценивают правильность объяснения детьми данной пословицы. По итогам выбора в третьей серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.
Таблица 1
№ п/п |
Имя ребенка |
Эмоциональное состояние |
Правильность объяснения пословицы |
Степень уверенности в выборе |
1 |
Вера П. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
2 |
Лариса Г. |
интерес |
понял |
неуверенно |
3 |
Максим Е. |
равнодушие |
не понял |
неуверенно |
4 |
Дима Н. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
5 |
Сережа К. |
интерес |
понял |
неуверенно |
6 |
Настя Ц. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
7 |
Наташа Т. |
интерес |
не понял |
неуверенно |
8 |
Аня М. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
9 |
Рома Щ. |
интерес |
не понял |
уверенно |
10 |
Нина Ф. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
11 |
Даша С. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
12 |
Андрей В. |
интерес |
не понял |
неуверенно |
Социально-педагогические основы профессионального самоопределения
учащихся
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только ...
Изучение школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склоннос ...
Результаты проведения исследования
Итоговые результаты первого исследования представлены в таблице 1 в виде процентного выражения количеств правильных ответов (по двум годам). Таблица 1 Годы Группы 1 2 2008/2009 20,2 19,6 2009/2010 17,7 16,6 Как видно из приведенной таблицы, за два года, прошедших с начала эксперимента, уровень разв ...