Способы опосредствования действия моделирования

Новое образование » Способы опосредствования действия моделирования

В школе преподают очень много предметов: математика, физика, химия биология и т.д. Вопрос: Зачем? Большинству учеников в будущем многие из этих предметов не понадобятся. Зачем ученикам знать решение сложных уравнений: параметрические, квадратные, тригонометрические, законы Гука и т.д. Возможный ответ – это то, что учебные предметы являются своеобразным тренажером, материалом на котором формируются различные умственные способности.

То есть сами по себе они не ценны. Подобно тому, как человек, который хочет быть хорошим лыжником, накачивает руки на особой пружине, чтобы у него были сильные руки, имитируя особый аспект движении на лыжах. Это не дает ни денег, может даже ни здоровья, ни славы, ни власти, ни счастья – ничего. Но это дает становление определенной функции.

То есть учебные предметы являются своеобразным тренажером, которые тренируют не мышцы, а человеческий ум. То есть развивают определенные способности. И эти способности ценны тем, что они не ограничиваются рамками учебного предмета, а являются достаточно универсальными, так как потом этот ум может пригодиться и в других ситуациях, которые не касаются данного предмета.

В этом смысле, в отличие от традиционной, во многих местах распространенной практики, в рамках компетентностного подхода культивируется вот такое отношение к учебному предмету. А соответственно и цели должны быть поставлены в терминах новообразований и достижений в процессах мышления и понимания, а не в терминах прохождения материала.

То есть достижением является не прохождение квадратного уравнения, а достижение какого-то качества ума. Квадратное уравнение это лишь материал. Так же как клюшка и шайба являются лишь материалом для того, чтобы поставить координацию человеку, умение правильно дышать, глазомер и т.д., которые тренируются на материале хоккея. Соответственно цели должны быть сформулированы именно в терминах таких универсальных умений. Мы должны представить себе, какие уровни в мышлении существуют. И какой вклад каждый учебный предмет вносит в становление мышления.

Если начальную школу рассмотреть в связке со средней (В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, 1996; Б.Д.Эльконин, 1994), то начальная выступит как этап преимущественного освоения нового способа действия (ориентации) в его различных предметных конкретизациях, а средняя школа – место «апробирования цели действием» (А.Н.Леонтьев, 1983), где этот способ становится «инструментом опробования новых горизонтов действия и мышления». Таким образом, в образовательном цикле намечаются две содержательные ступени: на первой происходит присвоение общего способа действия (опосредствование, преодоление наличной формы в идеальной), на второй - сформировавшийся способ функционализируется.

В процессе превращения общего способа действия в ресурс целеполагания можно выделить три качественные ступени:

принятие смысла и способа действия,

удержание способа действия,

субъективация и функционализация способа действия (пополнение сферы ресурсов).

Этим трем ступеням могут быть поставлены в соответствие уровни мышления, понимания-коммуникации и других проекций действия.

Обратимся к параметру мышления, имея при этом в виду меру обобщенности способа действия. Тогда намечаются следующие уровни его проявления:

правилосообразность (воспроизведение знакомого образца действия в знакомых условиях), предметность (выделение существенного отношения задачи), функциональность (варьирование способа действия относительно условий и целей).

Первый уровень представлен в обычных школьных контрольных заданиях, где образец действия необходимо воспроизвести в знакомых условиях. Для решения задач этого уровня достаточно усвоить образец формально, в виде правила действия.

Второй уровень – адекватно представлен в диагностике предметности понятийных знаний, которая разработана в системе РО (см. В.В.Давыдов, 1996).

Третий уровень, на наш взгляд, представлен в некоторых современных системах диагностики школьных достижений, таких как, например, PISA, а также в многочисленных конкурсных задачах по разным предметам.

Внутри каждого из этих качественных уровней можно предусмотреть ступени трудности, определяемые частными особенностями конкретных задач.

В этих рамках встают вопросы: Может быть физика лишняя? Может достаточно математики? Может быть, биология вообще не нужна? Это - один из больших вопросов, в рамках которых данная работа разворачивается. Надо ответить на вопрос: Что в мышлении развивает математика, физика биология и т. д. Задача образовательного процесса в компетентностном подходе - это формировать мышление, понимание. И периодически надо проверять насколько это формирование есть.

Психологами ИППР было проведено исследование, где идея измерения прогресса была задана в этих рамках. Были выделены вышеперечисленные уровни и назначены срезы (первый и второй - через 1, 1.5 года). Специально были разработаны задачи, которые позволяют выделить уровень мышления и понимания, и тем самым определить вклад учебного предмета. Задания в тестах требуют минимум эрудиции. Эти тесты были опробованы на большой выборке. В результате можно было увидеть задания дискриминирующие выборку. Это те задания, которые четко показывают, какой человек находится на первом уровне выделенной классификации, а какой на втором или третьем. И другие задания, по которым нельзя четко определить уровень мышления, так как их, к примеру, решило 90 % учеников. Таким образом, можно было оценить валидность каждой задачи.

Но далее интересно описать решение этих задач в процессе наблюдения (так как на данных момент модель описана очень сухо – на уровне общих формулировок). Теперь интересно увидеть человека, который находится на втором уровне. Какого рода трудности ему не позволяют прейти на третий? Или, допустим, человек находится на первом уровне. Какого рода трудности не позволяют ему выйти на второй. То есть нас интересуют вопросы: Какого рода действий не совершает человек, который не решает задачу второго уровня? И наоборот: Какого рода тип действий совершает тот, у кого получается?

Одной из задач исследования является обнаружение феноменологий ситуаций затруднения.

Центральная линия, относительно которой выстраивались задачи по математики в рамках проекта «Индивидуальный прогресс» – это линия моделирования. Наложение выделенных трех уровней на процесс моделирования означает переход от отображающей функции модели к управляющей. Отображающая функция модели - это выделение и преобразование основных свойств предмета, а управляющая – это функция позволяющая удерживать не преобразование свойств вещей, а их отношения. Когда требуется воссоздавать отношения вещей в другом знаковом плане. Здесь важен двойной переход, перенос отношений из одного знакового плана в другой.

В исследовании «Индивидуальный прогресс» принимало участие более 1000 учеников начальных классов разных регионов и выяснилось, что не более 5% выполняют задания третьего уровня. И нам интересно было узнать, какие действия лежат в основе решения задач 3 уровня. То есть, мы искали ответ на вопрос, какие действия совершает ученик, который решает задачу 3 уровня.

Таким образом, предмет исследования: действие моделирования, объект исследования: способ опосредствования (условия возникновения действия моделирования и система средств опосредствования).

Известно, что общим способом в формировании способа развития моделирования являются взаимопереходы от одного знакового плана к другому.

Мы изучали переходы от 2 уровня к 3.

Гипотеза нашего исследования касается способа опосредствования.

Гипотеза: В основе решения задач 3 уровня должен лежать определенный способ опосредствования действия моделирования. На наш взгляд он должен включать:

структуру задач,

законы взаимоперевода из одного знакового плана в другой (взаимообратимость переходов от плана к плану),

Интонационное воссоздание этого перехода, которое заложено двумя типами вопросов: «Если я сделаю так, то, что будет?» и «Если я поменяю тут, то, что будет?» или «Давай посмотрим на чертеж. Где это в тексте?» «А теперь посмотрим на текст. Где это в чертеже?» То есть здесь проявляется детская инициатива – когда он сам схватывает цикл действия.

То есть ребенок будет выходить на решение задач 3 уровня, если у него будет такой способ опосредствования.

Целью исследования было выделение способов опосредствования действий моделирования.

Задачи исследования:

Описание других методик исследования интеллекта.

Описание теоретических оснований теории «индивидуальный прогресс» в русле культурно-исторической концепции.

Описание теории «Индивидуальный прогресс». Выделение трех уровней мышления.

Описание метода исследования, основанного на теории «Индивидуальный прогресс».

Выделение способов опосредствования задач третьего уровня.

На основании полученных данных подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Сделать выводы.

Новые статьи:

Типология и характеристика дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств простотой отли­чается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которы ...

Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, котор ...

Диагностика интеллекта в разных подходах
Сравнение людей по психологическим чертам кажется настолько естественным путем исследования индивидуальных различий, что с него начинал каждый, кто стремился экспериментально выяснить, чем же люди отличаются друг от друга. Гальтон, Штерн, Лазурский - все пытались найти относительно простые психолог ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru