о сезонных явлениях в жизни животных, растений, сроках их наступления и причинах этих явлений (на материале регионального характера);
об учете и рациональном использовании природных богатств родного края;
о видах растений, животных, указывающих на особенности условий среды данной местности (биоиндикация);
о научных основах охраны природы родного края;
о роли школьников в охране природы родного края [26-28 и др.].
Именно такие знания, умения и навыки краеведческого содержания возможно и необходимо включать в предметное обучение школьников.
Основываясь на исследованиях ученых в естественнонаучном образовании, мы считаем необходимым включение краеведческих знаний в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью обеспечения последовательного увеличения информации о наиболее вероятных опасных и чрезвычайных ситуациях в родном крае, с которыми может встретиться человек (обучающийся) в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности.
Рис. 1 – Модель реализации краеведческого подхода в образовательном пространстве по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Как было отмечено ранее, краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения [5, 29 и др.]. Поэтому, использование краеведческого материала в предметном обучении имеет большое нравственное, эстетическое, патриотическое и этическое значение. Велика роль краеведения и в восприятии целостности природы, ее естественной многоликости и сложной взаимосвязи. Лес, луг, болото – каждое сообщество обладает специфическими красками, формой, размерами и представителями типичных видов [5, 17, 21, 29 и др.].
Важной задачей школьного обучения является пробуждение интереса учащихся к проблемам взаимодействия природы и общества, охране природы в родном крае. Возбуждение интереса школьников связано, прежде всего, с обоснованием необходимости и раскрытия перспектив управления сложной системой «Природа – Общество» на локальном уровне. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирует у школьников научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а так же социально значимую ценностную ориентацию личности.
Интерес к природе, воспитание бережного отношения к ней, интерес к безопасности личности в социально-природной среде, к возможным опасным и чрезвычайным ситуациям в ней будет успешно развиваться лишь при умении школьника наблюдать, замечать, останавливать взгляд и мысль на окружающих природно-социальных явлениях. Живое восприятие природы, умело организованное наблюдение, простейшие эксперименты обогащают чувственный опыт школьника. Чтобы успешно выполнить программу наблюдений необходимо не только уметь описывать явления, но и устанавливать сущность природно-социальных взаимосвязей. Познавая сущность явлений, учащиеся не только находят в них особенные черты, приводящие к обобщениям, но и к доказательному усвоению определенных закономерностей в природно-социальной среде. Поэтому особую воспитательную ценность приобретает краеведческий материал, отражающий наблюдения за природно-социальной средой родного края [13].
Таким образом, в школьном образовательном пространстве «Основы безопасности жизнедеятельности» использование краеведческих знаний дает учащимся целостное представление об окружающем мире, его природном богатстве, а также формирует ценностно-мотивационную сферу школьников в области отношений к родной природе, основанную на моральных принципах, правовых нормах и патриотизме цивилизованного общества.
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад. В н ...
Коррекционное внеурочное воспитание
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в х ...
Современные формы и методы работы педагога по формированию ЗОЖ
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представл ...