По мнению Саракуева Э.А., Крысько В.Г. под культурой межнационального общения следует понимать совокупность многих специальных знаний и убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
В содержательном плане культура межнациональных отношений включает:
- знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или способность выработать их применительно к конкретным обстоятельствам, во взаимных интересах и к общему удовлетворению;
- соблюдение сложившихся положительных форм межнационального общения;
- правильно социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
- способность противостоять антиподам культуры межнационального общения национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси.
Формирование подлинной культуры в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон
личности человека с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий. Следует отметить, что претворение в жизнь такой программы невозможно без учета ряда существующих принципов, которые диктуют определенную стратегию и тактику деятельности педагога, психолога или управленца любой структуры в этом направлении:
- присутствие этнопсихологической гибкости, предполагающей, с одной стороны, способность эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей иных этнических общностей и сохранение уважения к ценностям собственного народа с другой;
- готовность спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное отношение со стороны людей других национальностей, а также искать (и находить) возможности для достижения взаимопонимания с ними;
- наличие подлинного интереса к национальным своеобразным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей;
- уверенность в том, что правильное понимание психологических особенностей объектов общения всегда оставляет возможность для ориентации в трудных ситуациях хотя бы за счет контактов с теми, кто более предрасположен к взаимодействию.
В последнее время появился тезис о национальном семейном образовании. Национальное семейное образование выполняет функции помощи, поддержки, защиты и детей и родителей, обеспечивая комфортное и безопасное окружение для семей, так как оно направлено на создание национального и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая свой выбор, становится носителем ценностей своего народа.
Таким образом, воссоздавая систему национального семейного образования, ставится цель укрепления сегодняшних семей, дав им в качестве инструмента информацию о традициях, истории и культуре своего народа. Для успешной реализации национального семейного образования необходимо: уважительное отношение к национальному семейному образованию предлагаемые формы и методы решения проблем должны стимулировать осознание родителями своей ответственности по национальному воспитанию детей, базироваться на нравственных ценностях народа, иметь практическую направленность и ориентироваться на интересы и проблемы ,с которыми семьи сталкиваются в жизни, уделять внимание приемам продуктивного взаимодействия родителей и детей.
Психолого-педагогический
аспект изучения мнестической деятельности. Понятие «двигательная память» и её
характеристика
Память представляет собой отражение реальной действительности, психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходи ...
Историко-педагогические аспекты формирования научного мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное пони ...
Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного
опыта учащихся в различных видах деятельности
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного ...