Фундаментальной особенностью, которая самым существенным образом влияет на выбор методов обучения и разработку методик, применяемых на факультативных занятиях, является опора на устойчивый интерес и склонность ученика к математике. Активный интерес учащихся к математике непосредственно связан с сознательным отношением к учебе, с осознанным стремлением больше узнать. Любому учителю понятно, как могут преобразоваться занятия математикой, если учащиеся проявляют заведомый интерес к науке. Занятия происходят не по обязанности, поэтому для слушателей факультатива математика не может быть скучной. А это существенным образом расширяет методические возможности учителя.
Главная цель факультативных занятий по математике - углубить и расширить знания, повысить интерес учащихся к предмету, развить математические способности, привить школьникам вкус к самостоятельным занятиям математикой, воспитать и развить их инициативу и творчество.
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 8 класса ( 8 класс -1 час, 9 –11 классы – по 2 часа в неделю).
Программы основного курса математики и факультативных занятий составляют программу повышенного уровня по математике для учащихся данного класса средней школы.
Факультативные занятия по математике могут проводиться по двум направлениям:
а) изучение курсов по программе “Дополнительные главы и вопросы курса математики”;
б) изучение специальных математических курсов.
Для факультативных занятий по математике программа должна быть составлена так, чтобы все ее вопросы могли изучаться синхронно с изучением основного курса математики. В некоторых случаях изучение тем факультатива может проводиться независимо от основного курса программы (например, когда в данном классе основной курс математики и факультативный ведут разные учителя).
Для большей эффективности факультативных занятий их необходимо организовывать там, где есть высококвалифицированные учителя или другие специалисты, способные вести занятия на высоком научно-методическом уровне, и достаточное количество учащихся, желающих изучать данный факультативный курс.
Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствий с их интересами. Не следует принуждать их обязательно изучать факультативные предметы.
По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о чем делается отметка в аттестате.
Для учащихся, интересующих математикой, должны практиковаться различные формы внеклассной работы (математические кружки, вечера, викторины, конкурсы, олимпиады и т. д.). Факультативные занятия не отрицают все эти формы работы, а дополняют их.
Факультативные занятия по математике, независимо от формы и методов их проведения, должны быть построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В процессе обучения учащиеся должны овладеть не только установленной системой научных знаний, умений, навыков, но и повысить свою познавательную активность, развить познавательные способности и творческие силы, овладеть наиболее совершенными методами самостоятельной работы.
Как подать тот или иной учебный материал, какой педагогический прием применить – это крайне важно для поддержания интереса у учащихся.
В настоящее время основными формами проведения факультативных занятий по математике являются: изложение узловых вопросов данного курса учителем (лекции), семинары, решение задач, собеседования (дискуссии), рефераты и доклады учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения и т. д.
Отметим, что учителю нецелесообразно отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Чем разнообразнее занятия, тем больше они способствуют развитию познавательного интереса учащихся.
Следует помнить, что существенным условием для развития интереса к предмету является предоставление разумной самостоятельности в выполнении определенной деятельности, требующей инициативы и творческой выдумки. Поэтому на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует чаще решать задачи, предлагать школьникам сделать рефераты, доклады, проводить семинары-дискуссии, практиковать чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.
Рассмотрим одну из возможных форм проведения факультативных занятий по математике. В работе предлагается разделить каждое занятие на две части.
Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя
дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования
На основании вышеизложенных положений мы предположили, что процесс развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях: − развивать нравственные потребности восп ...
Вариативность образовательной системы как предмет
научного исследования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных вид ...
Общая характеристика региональной системы образования
Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений: 495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек; 564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 2 ...