Как отмечается в учебном пособии по педагогике, обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; Ремонт системы безопасности - ремонт подушек безопасности автомобиля Автоателье.
- обязательные занятия по выбору;
- факультативные занятия.
Как известно, в учебном плане имеются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Факультативные занятия входят в школьный компонент учебного плана. Этот компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения и позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы
и учебные планы, что в соответствии со ст.32, п.2 Закона “Об образовании” является исключительно прерогативой образовательного учреждения.
В школах, особенно в профилированных на те или иные предметы, введение факультативов получило массовое распространение в последние годы. Факультативные занятия можно распределить по трем категориям.
Первая категория — компенсация урезания часов на преподавание естественных наук. На основном уроке приходится давать сжатый материал, который можно раскрыть подробнее на факультативных занятиях. Даваемый на этих факультативах материал нужен для поступления в вуз, поэтому их посещает большинство школьников — они фактически являются продолжением обычных уроков. Такому факультативу иногда дают название «Избранные главы .» и далее следует название предмета или его какого-то раздела.
Вторая категория факультативов посвящена решению всевозможных задач. Эти факультативы близки по характеру кружковым занятиям. В отличие от кружков им свойственна большая систематизация тем и приемов, а также большая целенаправленность (подготовка к олимпиадам высших уровней, подготовка к поступлению в вуз). Широкое распространение получили факультативы по решению «нестандартных задач», которые требуют более глубокого проникновения в суть тех или иных законов, явлений, процессов.
Третья категория — внепрограммные спецкурсы. Хотя их материал не надо сдавать ни в школе, ни при поступлении в ВУЗ, посещаемость таких факультативов обычно высока.
Отметим еще один аспект значимости факультативных занятий. Как известно, комплектование классов с углубленным изучением математики, как правило, основывается на отборе учащихся. При этом основной контингент такого класса целесообразно набирать из числа учащихся, посещавших занятия соответствующих факультативов, что говорит о серьезности интереса, проявляемого к математике.
Развитие идей межпредметных связей в истории образования
Проблема межпредметных связей хоть и не нова, но, чтобы глубже понять ее сущность и многогранность, необходимо сделать хотя бы небольшой экскурс в историю. Известно, что первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался в результате наблюдения человека за явлениями природы и ж ...
Принципы и методы отбора содержания курса
информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С. А, С.А. Архангельского, Е.Л. Белкина, В.И. Кагана, Ю.М. Калягина, В.М. Монахова, А.М. Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, ...
Вычисление тройного интеграла по любой области
Общий случаи интеграла, распространенного на тело любой формы, может быть легко приведен к только что рассмотренному. Именно, если функция определена в области ,то вместо нее следует лишь ввести, функцию , определенную в объемлющем прямоугольном параллелепипеде , полагая Этим путем и получаются все ...