В процессе игры на фортепиано совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства учащихся. Она способствует становлению и развитию таких качеств как выдержка, усидчивость, целеустремленность. Игра на фортепиано развивает память, сосредоточенность. Знакомство с различными музыкальными терминами обогащает словесный запас детей, развивает их речь. Обучая детей игре на фортепиано, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Игра на музыкальном инструменте ценна тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей.
На занятиях в кружке фортепиано учащиеся активно овладевают пианистическими навыками, у них появляется возможность самостоятельно исполнить музыкальное произведение. Сам процесс фортепианно-исполнительского обучения обладает значительными резервами общего, музыкального, творческого развития детей. Игра на музыкальном инструменте обогащает школьников личным опытом общения с музыкой. При этом непосредственное соприкосновение с музыкальным материалом помогает связать воедино отвлеченно-абстрактное с музыкально-конкретным – систему теоретических знаний и представлений с реальными звуковыми образами, их практическим воплощением на инструменте.
В процессе обучения игре на фортепиано педагог «подводит» ученика к осознанию того, что исполнительские приемы – не самоцель, а лишь средство для звукового воплощения образного содержания произведения. Музыкант-исполнитель трактует это содержание конкретным звучанием при помощи исполнительских приемов: штрихов, динамических градаций, агогики, темпа и т.д. Основная задача интерпретатора – глубокое постижение художественного мира произведения, возрождение тех образов, которые композитор заложил в своем сочинении.
Работа над исполнительской интерпретацией музыкальных произведений дает педагогу возможность воздействовать на воображение и фантазию ученика, раскрывать его эмоциональность. Сотворчество учителя и ученика, возникающее в процессе индивидуальных занятий, помогает достичь активного и деятельного отношения ребенка к музыке, восхищения и радости от общения с ней.
С первых же уроков необходимо вводить игру в ансамбле. При умелом руководстве это способствует активизации деятельности детей, вызывает у них интерес и увлеченность. Желательно не ограничиваться игрой с педагогом, а организовывать ансамбли, состоящие из учащихся. Чувствуя себя участниками музыкального коллектива, они ответственнее относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.
Педагогу важно заботиться и о концертных выступлениях учащихся, поощрять их участие в различных праздниках, вечерах. Формируемая таким образом музыкально-просветительская деятельность способствует воспитанию положительных качеств личности учащихся, стимулирует интерес к музыкальным занятиям.
Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач и содержания обучения игре на фортепиано. При характеристике основных методов и приемов обучения игре особое внимание следует уделять приемам активизации мышления и самостоятельных действий детей. Необходимо продумать варианты проблемного использования наглядных, словесных, практических методов обучения, разработать игровые приемы и задания, направленные на формирование осмысленного исполнения произведения. Большое значение имеют образные замечания и словесные указания педагога, которые не только помогут достичь результатов на уроке, но и осмыслить организацию домашних занятий.
Вопросами методики обучения детей игре на фортепиано занимались многие педагоги-музыканты: А.Д. Артоболевская, Т.И. Смирнова, Л.А. Баренбойм, А.И. Николаев и др.
Изучая вопросы методики индивидуального обучения игре на фортепиано, необходимо рассмотреть следующие моменты:
способы и технические приемы игры на фортепиано с целью создания выразительного образа;
Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...
Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...
Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...