Представление о стадиях развития мышления сыграет свою роль лишь в том случае, если удастся определить его значение для обучения географии.
Еще в начале 20 века столетия Джеймс Фергрив, основываясь на интуиции и опыте, рекомендовал в преподавании географии идти от известного к неизвестному, от частного к общему и от наглядного к отвлеченному. Работа Пиаже и его сотрудников и последователей более чем оправдала. Эти основополагающие принципы обучения, установив, что предметная деятельность предшествует логическому мышлению. Даже взрослые с их немалым опытом отдают должное наглядному примеру, сталкиваясь с трудностью понимания отвлеченной мысли в книге или лекции.
Принципы Фергрива сохраняют свою актуальность при обучении детей, начиная с младшего возраста и примерно до 14 лет. Иногда, конечно, можно и отойти от указанных канонов, чтобы попытаться поднять их мыслительную деятельность до более высокого уровня. С этой целью им, скажем, предоставляется возможность проверить сделанные обобщения на конкретных примерах.
Вопрос о том, может ли изучение географии способствовать развитию познавательных способностей детей, несомненно, имеет огромное значение. Проблеме ускоренного развития с помощью обучения уделялось большое внимание, но полученные данные далеко не однозначны. Макнотон, ссылаясь на работы Пиаже, Ингельдер и других, содержащие данные об эффективности ряда приемов обучения для умственного развития, выражает надежду, что такое обучение возможно и полезно. Он указывает, например, на важность работы Ингельдер, показавшей, насколько дети выигрывали от систематических циклов занятий, направленных на совершенствование умений делать умозаключения. Он также подчеркивает преимущества постановки вопросов перед детьми с целью выяснения природы взаимосвязей между конкретными фактами, изучаемыми в данный момент.
Халфорд приводит отдельные данные, говорящие о том, что любая подобная тренировка оказывает влияние на мыслительные операции ребенка. Он дает обзор исследований, показавших, что в определенных обстоятельствах почти любой метод может оказаться эффективным; в то же время ни один из методов нельзя назвать абсолютно эффективным. Алми подчеркивает значение готовности к восприятию, сообщая, что результативность привития навыков решения конкретных задач зависит от наличия или отсутствия у детей желания перейти к следующему этапу познания.
В итоге имеются основания для вывода о том, что, по-видимому, ускорить умственное развитие ребенка возможно, хотя соответствующие методические рекомендации пока отсутствуют. Ясно лишь то, что непосредственное изучение понятий может оказаться неэффективным, так как подчас приводит к поверхностному их усвоению.
Очевидно, что основная функция учителя — обеспечить познавательную деятельность учащихся, соответствующую каждой стадии их развития. На допонятийной стадии, например, на классных занятиях должна создаваться разнообразная и активизирующая обстановка, сочетающаяся с внеклассной работой. Поскольку инициатива играет важную роль в умственном развитии, учитель должен создать условия, благоприятные для активного, хотя и управляемого, обучения детей.
На конкретно операциональной стадии, в возрасте от 7 до 12 лет, ребенка следует обучать, используя конкретные примеры из жизни, что будет способствовать познанию окружающего мира. Макнотон утверждает, что именно качество опыта определяет степень усвоения ребенком математических знаний; отсюда следует, что необходимо учитывать качество внешних воздействий в обучении географии, обеспечивая формирование прочного, опирающегося на конкретные факты опыта, который позднее послужит развитию абстрактного мышления.
Факультативные занятия как один из компонентов дифференцированного обучения
факультативное занятие математика нестандартное решение Дифференциация обучения – это необходимое условие гуманизации и демократизации образования. Она предоставляет каждому учащемуся равно высокий шанс достичь высот культуры и является залогом максимального развития детей с самыми разными способно ...
Обзор научно-методической литературы по использованию игровых обучающих
ситуаций в курсе «Окружающий мир» в начальной школе
Психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре. Несмотря на это, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рас ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе
В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В): Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказа ...