Исследование проводилось в детском саду №6 «Солнышко» п. Вербилки, Московской области. Оно длилось 5 месяцев. Во время констатирующего эксперимента дети были в возрасте двух с половиной лет, а во время контрольного обследования им было около трёх лет.
За основу мы взяли задачи формирования словаря у детей 2-3 лет, описанных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой.
В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство: развитие речи и мышления» для детей от 1 до 3 лет». Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком.
Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке?, Какого цвета?, Для чего нужно?, Что делает девочка?, Из каких частей состоит?»
Выявление пассивного словаря, т.е. понимание речи, в ходе диагностической беседы:
- понимание словосочетаний, состоящих из одной части (возьми игрушку, закрой глаза…)
- действий: «Покажи, где: стоит, бежит, прыгает, плавает, одевается, причёсывается, гладит, подметает, рисует, плачет…»
- признаков: «Покажи, где: большой, красный, горячий, грязный…»
- категорий состояния: «Покажи, где: холодно, тепло, далеко, близко, высоко, низко, быстро, медленно, тепло, светло».
- Род-вид: «Покажи, где:
овощи – огурец, капуста, картошка…
фрукты – яблоко, банан, апельсин…
животные – корова, петух, заяц…
мебель – кровать, стол, Стул…
посуда – чашка, тарелка, кастрюля…
одежда – платье, рубашка, шорты…
игрушки – кукла, машинка, мячик…
инструменты – совочек, ведро, лейка…
транспорт – машина, автобус, поезд…»
- часть – целое: «Покажи, где: у машины колёса, кабина, кузов;
у дома окно, дверь, крыша, труба;
у дерева ствол, ветви, листочки».
А также проводились наблюдения за словарём детей в процессе режимных моментов, бытовой деятельности (снять шорты, вытереть руки полотенцем, рот - салфеткой, принеси расчёску…), занятий ( взять колечко - одеть на стержень, открыть – закрыть коробочку…), игр ( найди красный кубик…)
Результаты наблюдений и диагностики были занесены в таблицу №1.
Критерии сформированности словаря:
Высокий уровень– 75 – 100%. Самостоятельно выполняет задание.
Средний – 40 – 75%. Справляется с помощью взрослого.
Низкий – до 40%. Невыполнение задания.
Показатели сформированности словаря:
Высокий уровень – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.
Средний – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; Называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.
Низкий – понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; не называют их месторасположение; не называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.
По результатам одной диагностики можно сделать вывод о состоянии словаря. Из десяти обследованных детей один ребёнок отстаёт в развитии словаря; восемь детей – показали средний уровень сформированности словаря; и один ребёнок – показал высокий уровень сформированности словаря.
Проанализировав таблицу №1, мы увидели, что пассивный словарь исследованных детей составляют следующие слова:
1. Существительные:
Блюдце, сковородка, пианино, апельсин, лимон, слива, вишня, горох, редис, репа, тыква, скорая помощь, пожарная машина, повар, врач, парикмахер, дворник, лето, весна, осень, телёнок, ягнёнок, гусёнок, стрекоза, кузнечик, простыня, кузов, кабина, ствол, ветви;
Замена переменных в тройных
интегралах
С помощью выражения объема в криволинейных координатах нетрудно установить и общую формулу замены переменных в тройных интегралах. Пуста между областями и пространств и cyществует соответствие, охарактеризованное в п0 2.1. Считая соблюденными все условия, при которых была выведена формула (26), пок ...
Анализ графических редакторов представленных в
школьной программе
компьютерный графика photoshop редактор Растровый графический редактор Paint Paint - это программа, поставляемая в комплекте с Windows 95 и предназначенная для создания и редактирования на экране изображений. Эти изображения сохраняются в графических файлах растрового формата (.BMP или .PCX). Каждо ...
Специфика культурно-досуговой деятельности детей
В рамках культурно-досугововй деятельности значение эстетического фактора является одним из центральных, однако, ценностноориенированное преобразование человеческой личность средствами социокультурной деятельности весьма сложный и многоаспектный процесс. Вопросы, связанные с изучением личности, при ...