Опыт профориентационной работы в школе показывает, что лучше руководство профессиональным самоопределением учащихся осуществляется там, где есть квалифицированные кадры. Учитель должен иметь современные знания в области экономики, социологии, медицины, анатомии и физиологии человека, хорошо знать структуру народного хозяйства, систему распределения трудовых ресурсов, психолого-педагогические основы профориентации, в частности до тонкостей знать методику подбора профориентационного материала и уметь его правильно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Ниже приводится примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель для успешного проведения профессиональной ориентации.
В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:
— постановления партии и правительства, в которых определяются направления и задачи профориентации учащихся;
— указания-рекомендации органов народного образования по вопросам профориентации;
— материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в республике, области, городе;
— план школьных мероприятий по профориентации;
— образцы планов работы классных руководителей, воспитателей, руководителей методобъединений, пионерской и комсомольской организаций школы;
— ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;
— материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны);
— план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия (организации);
— сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», огоньков, вечеров, посвященных дню профессии;
— образцы анкет для учеников различного возраста;
— методическая литература по вопросам профориентации.
Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.
Эффективным средством связи теории с реальностью являются практические работы. В процессе их выполнения учащиеся знакомятся с методикой научного выбора профессии, осваивают простейшие экономические расчеты.
Знакомство учащихся с научной организацией труда и рабочего места, принципами эргономики, техническим творчеством и изобретательством позволяет расширить их знания в определенной области производства и помогает сформировать у них умение правильно планировать свою трудовую деятельность, творчески подходить к вопросам повышения производительности труда, т. е. способствует воспитанию качеств личности передового труженика социалистического производства.
Основное содержание курса является единым для городских и сельских школ. Однако все изучаемые вопросы необходимо конкретизировать на материале, взятом из производственного окружения школы. Общие сведения о социалистическом производстве и массовых профессиях народного хозяйства, требованиях профессий к человеку, мотивах их правильного выбора и т. п. обязательны для всех учащихся. Конкретные вопросы, раскрывающие структуру производственного процесса, деятельности социалистического производственного предприятия, содержание и условия труда по массовым профессиям и т. п., должны изучаться на примере той отрасли производства, с которой связан профиль трудового обучения. Практическое ознакомление с основами производства и массовыми профессиями, специальные знания по этим разделам необходимо увязывать прежде всего с группами тех профессий, одной из которых предстоит овладевать в дальнейшем выпускникам неполной средней школы.
В программу, по усмотрению школ и базовых предприятий, могут быть включены некоторые дополнения, отражающие местные условия. При этом цели, задачи и основное содержание обучения, а также структура курса должны быть сохранены.
Вести курс может учитель трудового обучения, заведующий кабинетом профориентации. К проведению занятий следует по возможности привлекать квалифицированных специалистов — представителей различных производств, экономистов, психологов, медиков.
В ведении курса применяются в основном те же формы и методы, которые являются наиболее распространенными в трудовом обучении. Это прежде всего объяснение и рассказ, демонстрация опытов и учебно-наглядных пособий, показ кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, экскурсии, подготовка учащимися рефератов, семинарские занятия, применение заданий на анализ производственной ситуации и т.д [2, 190].
Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди
старшеклассников
II этап Формирующий, который проходил с ноября 2009 по декабрь 2009 г. Цель формирующего эксперимента – провести коррекцию уровня гуманистических качеств в позитивную сторону. Задачи формирующего эксперимента: - разработать программу Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни»; - провести в период ...
Методика и организация констатирующего эксперимента
Исследование особенностей связной речи проводилось на базе ДУ №249 города Минска. В эксперименте приняли участие 40 детей: 20 детей 5-5,5 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 10 мальчиков и 10 девочек и 20 детей 5 -5,5 лет с нормальным речевым развитием - из них 9 мальчиков и 11 девочек. И ...
Необходимость и
сущность рейтинговых оценок
Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтяги ...