Психометрические теории интеллекта

Страница 2

Наиболее адекватными для выделения таких психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, является тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора g. Одно из заданий этого теста представлено на рисунке.

Идеология двухфакторной теории интеллекта Спирмана использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов, в частности, применяющегося и в настоящее время теста Векслера. Однако уже с конца 20-х годов появляются работы, в которых высказываются сомнения в универсальности фактора g для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях, а в конце 30-х годов существование взаимонезависимых факторов интеллекта экспериментально доказывается.

Рис. 1. Пример задания из текста Равена

В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Терстон выделил 12 независимых факторов. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. Названия этих факторов и интерпретация их содержания представлены в таблице.

Буквенное обозначение и название фактора

Содержание фактора

Методы диагностики

V Словесное понимание

Понимание значения слов

Словарные тексты (понимание слов, подбор синонимов и антонимов )

Словесные анологии

Завершение предложений

W Беглость речи

Умение быстро оперировать со словесным материалом

Подбор слов по определенному критерию (например, начинающихся с определенной буквы)

Решение анограмм

Подбор рифм

N Операции с числами

Способность быстро считать

Скорость решения арифметических задач

S Пространственные характеристики

Способность быстро воспринимать пространственные соотношения

Тесты на вращение в двухмерном и трехмерном пространстве

M Память

Способность запомнить словесные стимулы

Тест парных ассоциаций

P Скорость воспитания

Способность быстро замечать сходство и различие в стимульных объектах

Тесты на сравнение разных объектов

Чтение зеркального отражения текста

R Логическое мышление

Способность находить общие правила в структуре анализируемого материала

Аналогии

Продолжение цифровых и буквенных последовательностей

Таким образом, структура интеллекта по Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников
Результаты исследования уровня кратковременной речевой памяти у дошкольников с нарушением зрения и без зрительных патологий по методике «Кратковременная речевая память», представлены в таблицах 1,2 и на рисунке 1. зрение мышление память дошкольник Таблица 1 Результаты исследования кратковременной р ...

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, прин­ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во мно­гих произведе ...

Безопасность жизнедеятельности
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера. Современное общество разви ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru