Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (например, молчания, сопряжённой, отражённое речи, речеручного режима и т.д.) Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. В задачу подготовительного периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом
. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определённых участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. В задачи первых речевых занятий входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение конкретных задач. Щадящий режим выражается в том, чтобы оградить психику ребёнка от отрицательно влияющих факторов, спокойная обстановка, доброжелательное и ровное отношение окружающих, не допускать фиксации на неправильной речи, выдерживать твёрдый режим дня с правильным чередованием сна и бодрствования, ограждение от сильных эмоций, даже если они и приятные.
Чтобы заинтересовать ребёнка занятиями, стимулировать его, приходится ребёнка убеждать, увлекать. Дать понять ребёнку, что чёткая, ясная, красивая речь – необходимое условие их работы, говорить с ними о людях разных профессий (как может космонавт сообщить из космоса о себе, о состоянии своей ракеты, об опасности, которая может ему угрожать, если он говорит неправильно. Логопед слушает с ребёнком радиопередачи, записи на магнитофоне, пластинках, обращает внимание заикающихся на выразительную речь окружающих людей. Однако чтобы речевые занятия оказались эффективными, важно не только убедить, увлечь ребёнка, но и в доступной форме определить для него конкретные задачи: что он должен делать на занятиях, чего добиваться, как должен говорить и держаться при этом. Но ничто так не побуждает к занятиям как зримая результативность, поэтому необходимо с самых первых занятий добиваться успехов, осознаваемых ребёнком. В работе необходимо использовать такие формы речи, которые являются облегчёнными (сопряжённая и отражённая речь, шёпот, ответы на конкретные вопросы, стихи, пение, произношение отдельных звуков и слогов – гласных и сочетаний их с согласными речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке, с людьми знакомыми и приятными, описание простых и одновременно совершаемых движений.
Во время тренировочного периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, которые он приобрёл в I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного повеления в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов: у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа. Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания. В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместной с ним произнесения фразы.
Затем, ребёнка убеждают в том, что все требования правильной речи хорошо выполняются, руководитель переходит к отражённой речи (самостоятельное копирование образца). На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные тексты.
Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профи ...
Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...
Методические рекомендации по формированию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе
рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...