Воспитание сложных детей

Новое образование » Воспитание сложных детей

Страница 4

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведе­нием школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрес­сивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стрем­лением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспита­тельная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуаль­но, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника. Обработка и утилизация отходов московская область аконит-ут.рф.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается

в реф­лексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реак­ций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще все­го, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытыва­ем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное пове­дение детей являются естественными и нормальными для педа­гогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками по­ведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осозна­вать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инер­ции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя гла­зами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очелове­чивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные резуль­таты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную поч­ву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.

Итак, понять, принять, помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Частный случай: К школьному психологу обратился классный руководитель 8 «а» класса по поводу Ильи Ш. (13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Илья агрессивен, вспыльчив, держится в сторо­не от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часа­ми бродит по улице, домой не спешит.

Семья полная, двое детей (есть младшая сестра - 8 лет).Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появ­ляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, ал­коголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном на­тянутые, помощь семье Илья не оказывает, родителей не слуша­ет, разговаривает грубо.

Комментарий психолога. Вероятно, поведение Ильи спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потреб­ности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ре­бенка только за то, что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребенка. Позиция «Я - хороший» или «Я - плохой» фор­мируется на основании мнения родителей о ребенке.

Случай с Ильёй осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером «мужского поведения», вследствие чего Илья дезориентирован в выборе адекват­ных форм поведения в обществе. Агрессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются от­ражением скудности представлений Ильи о мужском поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Рекомендации педагогам по применению игр в условиях школы-интерната
Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. ...

Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала народных сказок
Рассмотрим классификацию сказок. Она с некоторыми вариантами присуща сказкам всех народов. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человечес ...

Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru