Основными задачами в ознакомлении с цветом детей шестого года жизни являются:
Овладение системой цветовых эталонов:
- знакомство с хроматическими цветами,
- знакомство с ахроматическими цветами,
- формирование знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре,
- знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте,
- обучение получению цветовых тонов.
Формирование способов обследования цветовых свойств предметов:
- развитие способности воспринимать сложные цвета,
- знакомство с теплыми и холодными цветами спектра и их дифференциация,
- обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,
- упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
- закрепление знаний о цвете в памяти,
- обучение действиям с цветом по словесной инструкции,
- закрепление представлений о цвете в пространстве.
Развитие аналитического восприятия цвета:
- обучение построению цветовых сочетаний по образцу,
- обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,
- обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,
- тренировка в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах,
- обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности,
- развитие пространственного воображения с опорой на представление о цвете.
Основы цветовой грамоты.
Говоря об объективно существующих цветах, необходимо знать их характеристики и особенности воздействия на человека. Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединен не объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета). Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому таково выразительные характеристики, как теплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далекий (синий), легкий (белый), тяжелый (черный), со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций.
Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающим в восприятии основного содержания.
Различительная — первичная функция цвета. Ее могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов — гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т.д.
Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметам и или цветовой средой. При сравнении цветовых объектов наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).
Все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) белый, черный и все переходы серого.
Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлости, т.е. могут быть светлее или темнее.
Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.
Цветовой тон — основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.
Светлота (тон, светосила цвета) это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые с белой или разбавлением водой.
Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим.
Способы конструирования и структурирования содержания образования
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части ...
Классификация педагогических технологий
В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, н ...
Сущность и особенности восприятия музыки
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...