На сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к обучению узких специалистов, не к целостному развитию человека, а некоторых его способностей. Цель модернизации профессионального образования, прежде всего, состоит в создании устойчивого и динамично развивающегося социально-экономического механизма, который может обеспечить развитие системы образования в соответствии с потребностями общества. Показателем такого соответствия является, в частности, согласование рынка труда и рынка образовательных услуг.
Образование (профессиональное образование) оказалось решающим фактором модернизации российского общества. Если модернизация - цель развития того или иного общества на определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и в том числе - системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника в экономике данной страны. В развитых странах образование рассматривается как средство обновления общества. Любые процессы модернизационного характера в экономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Прежде чем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеются в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.
Для современных модернизационных процессов в области профессионального образования характерны следующие проблемы.
Во-первых, рост потребности в квалифицированных кадрах. Сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по всем сложнейшим в условиях глобализации проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, культуры и т. д.; нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего.
Во-вторых, растет международная открытость национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров.
В-третьих, вместе с интернационализацией усиливается разнообразие системы профессионального образования.
В рамках нынешнего реформирования профессиональному образованию необходимо ориентироваться на личность, на приоритеты развития человеческого потенциала. Целью образования должно быть получение знаний, умений и навыков, развитие личности, а не получение любыми способами документа («корочек»): купить, «отработать», пойти на другое противоправное действие ради диплома. Культура образовательного процесса несовместима с делением знаний на «нужные» и «ненужные». Его задача - научить учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать, сформировать научное мировоззрение, не дающее шансов псевдонауке. Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального образования, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовную и материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодня можно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональной нужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные с профессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такого подхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. Организация внеурочной деятельности ...
Понятие фонематического слуха
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. (Фонематический слух близок по значению фонематического восприятия). [1, Грушевская М.С. М., 2006] Фонематическое восприятие – спе ...
Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у
детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических
упражнений
А. Констатирующий эксперимент 1) База исследования и методика констатирующего эксперимента База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально. ...