Образовательный аспект темы "Периодический закон"

Новое образование » Формирование общеучебных умений и навыков при обучении химии » Образовательный аспект темы "Периодический закон"

Страница 3

Для формирования достаточно прочных умений учащиеся выполняют упражнения в процессе самостоятельной работы, в том числе с программированными пособиями.

Для более прочного и глубокого усвоения периодического закона решаются разнообразные познавательные задачи, и главным образом прогнозирующего характера. После изучения темы каждый вопрос школьного курса увязывают с периодическим законом, чтобы выработать настоятельную потребность использовать учение о периодичности как средство познания, показывают развитие периодического закона, его новые грани, расширение границ периодической системы в связи с поступательным движением науки.

Воспитательный аспект темы

Изучая химию, учащиеся должны понимать значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева для развития науки и производства; понимать идею материального единства химических элементов и веществ, переход количественных изменений в качественные, внутреннюю противоречивость в строении атомов элементов, значение этих противоречий для химических превращений веществ. Эти требования определяются необходимостью формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении периодического закона Д. И. Менделеева, который представляет для этого богатый материал. На основе изучения творческой деятельности Д. И. Менделеева у учащихся должны формироваться уважение к труду ученого, чувство патриотизма и национальной гордости.

Необходимо особо остановиться на приоритете Д. И. Менделеева и обрисовать обстановку, в которой произошло открытие, его личность как великого ученого.

"Одной из наиболее существенных особенностей научного творчества Менделеева было неиссякаемое стремление его мысли к отысканию зависимостей между самыми различными свойствами исследуемых веществ".

Учащимся будет интересно узнать, как сам Д. И. Менделеев оценивал особенности системы: "В сопоставлении несходных элементов заключается также, как мне кажется, важнейший признак, которым моя система отличается от систем моих предшественников". Особенно следует подчеркнуть, что периодический закон — это объективный закон природы, а построение периодической системы явилось методом исследования, с помощью которого он был открыт. Таким образом, главное — это сам закон, а периодическая система — лишь графическое его выражение. Это методологически правильно. Если вначале Д. И. Менделеев называл свою работу "Опыт системы элементов .", то затем, осознав, что сделал открытие нового закона природы, в "Основах химии" стал именовать его "Периодической законностью*. Необходимо рассказать учащимся о твердой уверенности Д. И. Менделеева в том, что "должно ожидать открытия еще многих неизвестных простых тел, например, сходных с А1 и Si элементов .".

Изучение наследия Д. И. Менделеева можно продолжить на внеклассных занятиях.

Реализация развивающей функции обучения при изучении периодического закона

Само содержание темы, его дидактическое решение способствуют развитию важнейших химических понятий в сознании учащихся. Однако методически тема должна быть подана так, чтобы мыслительная активность учащихся не ослабевала при ее изучении. Для этого, кроме уже отмечавшегося исторического подхода и эмоционального воздействия, важно как можно шире использовать проблемный подход, применяя систему проблемных ситуаций.

При изучении периодического закона используется проблемный подход. Для обеспечения развивающей функции обучения нужно следить за тем, чтобы этот подход доминировал на всех этапах изучения темы.

Учебные проблемы легко обнаруживаются при установлении причинно-следственных связей. И если учитель неукоснительно придерживается при изучении темы раскрытия этих связей, проблемное обучение приобретает системный характер.

На первом этапе средствами проблемного обучения раскрывается относительность деления элементов на металлы и неметаллы через доказательство амфотерных свойств соединений некоторых элементов. При получении учащимися гидроксида цинка и исследовании его свойств учитель создает проблемную ситуацию: почему возможна амфотерность. Констатируя сходство свойств элементов внутри естественных групп, учитель раскрывает необходимость объяснения причин этого факта.

На втором этапе обнаружение явления периодической повторяемости свойств элементов, изменения их от металлов к неметаллам и инертным элементам также требует объяснения причин и ставит учащихся в условия проблемной ситуации. Подчиненный характер носит проблема анализа причин нарушения последовательности возрастания атомных масс в случае аргон — калий.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Социально-педагогическая работа по социализации детей "группы риска" в общеобразовательном учреждении
Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, ...

Рекомендации педагогам по применению игр в условиях школы-интерната
Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. ...

Организация и методика проведения экспериментального исследования
Цель проведения опытно-экспериментальной работы: исследовать условия успешного взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного (группового) обучения. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 21 г. Новоалтайска. В исследуемую группу вошли 15 старших ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru