3. Понятие о кислороде как химическом элементе и его валентности.
4. Понятие о водороде как химическом элементе и его валентности.
5. Обобщение представлений о металлических и неметаллических свойствах.
6. Понятие об оксидах (основных и кислотных).
1 Фигуровскнй Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. — М.: 1970.
2 Менделеев Д. И. Новые материалы по истории открытия периодического закона. — М.— Л., 1950.
7. Понятие о гидроксидах (основаниях и кислородных кислотах).
8. Понимание генетической связи между металлами, основными оксидами и основаниями, а также между неметаллами, кислотными оксидами, кислотами.
Все содержание темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева" состоит как бы из двух тесно переплетающихся крупных блоков информации, связанных между собой четко выраженными причинно-следственными связями: сведений о периодическом изменении свойств химических элементов и веществ в зависимости от возрастания атомных масс элементов и сведений о строении атомов элементов. Вскрытие причинно-следственных связей между этими блоками, зависимости первого блока от второго — в этом и заключается главная образовательная задача изучения темы.
При построении содержания темы в программе использован историко-логический подход. Сначала показана обнаруженная Д. И. Менделеевым периодическая зависимость свойств элементов и веществ от атомных масс элементов, а затем выявляется ее причина на основе строения атомов элементов. Такой подход, во-первых, создает условия для организации поисковой деятельности учащихся, активизирует учебный процесс, а во-вторых, способствует усилению воспитательного аспекта, раскрывая значение научного подвига Д. И. Менделеева.
В школьной программе принято такое построение темы. Вначале учащиеся получают недостающие опорные знания, необходимые и достаточные для понимания явления периодичности: обобщение знаний о металлах и неметаллах, понятие об амфотерности и группах сходных элементов на примере галогенов (неметаллы), щелочных металлов и инертных элементов. Следующий этап — анализ периодической повторяемости свойств элементов, расположенных в ряд по возрастанию их атомных масс, и "выведению" периодического закона в менделеевской формулировке. Далее — изучение строения атома и установление связей приобретенных знаний с явлением периодичности. Затем — глубокий синтез полученных на двух предыдущих этапах знаний на материале изучения структуры периодической системы, формирования умений пользоваться ею для прогнозирования свойств элементов и их соединений. Завершается тема обобщением мировоззренческого характера изучением творческой деятельности Д. И. Менделеева. Последний этап имеет, воспитательное значение и способствует формированию целостной естественнонаучной картины мира.
Однако предложенный подход к изучению содержания темы не является единственным. Имеются и другие варианты, позволяющие усилить историческую сторону изучения темы [10—11].
В отношении к периодическому закону это означает накопление фактов о свойствах отдельных элементов, выявление сходства свойств между ними и объединение их в группы, а затем при сопоставлении естественных групп и обнаружении связи между ними выведение широкого обобщения, имеющего всеобщий характер. Именно так и шел Д. И. Менделеев к открытию периодического закона. Вначале он выделил шесть групп среди известных элементов:
Очень краткая характеристика естественных групп щелочных металлов, галогенов и инертных элементов включена для обеспечения этапа "особенности".
Некоторые методисты считают, что этих сведений недостаточно, что в краткую характеристику должны быть включены и другие группы элементов. Тогда легче осуществить проблемный подход к изучению периодического закона.
После расположения элементов в ряд по возрастанию относительных атомных масс их нумеруют по порядку и раскрывают физический смысл порядкового номера. Затем в результате решения проблемы о причинах нарушений закономерности нарастания относительных атомных масс рассматриваются изотопы. И только после этого переходят к структуре периодической системы как графического выражения периодического закона. Такое расположение материала методологически обосновано.
После этого все закономерности, отраженные в периодической системе, изучаются только на основе теории строения атомов. Однако нужно следить, чтобы это не сводилось только к рассмотрению внутриатомных структур. Необходимо обращать внимание и на свойства простых веществ и соединений элементов, четко разграничивать понятия "химический элемент" и "простое вещество". Используя периодическую систему, учащиеся должны научиться сравнивать свойства элементов и простых веществ, составлять формулы высших оксидов и гидроксидов и прогнозировать их свойства, составлять формулы летучих водородных соединений и даже записывать на основании периодической системы уравнения гипотетических реакций.
Методические
рекомендации по коррекции развития двигательной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с моторной алалией
Для того чтобы разработать методические рекомендации по развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность двигательного запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий ...
Значение и особенности домашних заданий по физической культуре
Забота об укреплении здоровья детей — дело большой государственной важности. Вся полнота ответственности за гармоническое воспитание подрастающего поколения ложится на семью и школу. От того, как относятся к физическому воспитанию родители и школа, во многом зависит и отношение к этому предмету дет ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе
В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В): Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказа ...