Практический компонент интенсивности отношения к природе у дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее психологические релизеры. Кроме того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут реализовать практический компонент отношения.
В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декламируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать».
Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъективно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным происходит существенное изменение характера модальности отношения к природе. В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять своё «Я» от окружающего мира, субъективное от объективного и т.д. Вследствие этого свойственный дошкольному возрасту антропоморфизм разрушается. Младший школьник уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы «человеческого» и «нечеловеческого».
Тем не менее, с разрушением антропоморфизма разрушения установочного аспекта субъектного восприятия не происходит, качественно меняется лишь его обусловленность. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты.
Более того, экспериментально было установлено, что для многих младших школьников они становятся даже своего рода «значимыми другими». Во 2-3 классе в среднем каждый второй школьник называет различных животных в качестве «значимых других», чаще в списке встречаются только мама, пап и лучший друг! Показательно, что доля природных объектов среди «значимых других» в младшем школьном возрасте растет: в первом классе их включает в список только каждый пятнадцатый ребенок.
В результате того, что природные объекты открываются младшим школьникам как субъекты, они начинают причисляться ими к сфере равного в своей самоценности, а это приводит к формированию «субъектной установки», являющейся основой отношения к ним как субъектам.
Таким образом, в период младшего школьного возраста происходит переход от преобладания в субъективном восприятии природных объектов гносеологического аспекта и установочного, построенного на оппозиции «человеческое – не-человеческое», как это было свойственно дошкольному возрасту, к доминированию функционального и установочного, построенного на оппозиции «равное – неравное». Иными словами, антропоморфизм, являющийся механизмом возникновения субъектного восприятия природных объектов в дошкольном возрасте, в младшем школьном сменяется субъектификацией.
В целом, для младших школьников свойственен субъектный характер модальности субъективного отношения к природе.
С другой стороны, к младшему школьному возрасту уже полностью разрушается детский артикализм, обусловливающий прагматическиую модальность отношения к природе у дошкольников. Возникающая на этом этапе субъектификация открывает младшему школьнику природные объекты «с другой стороны», кардинально меняет его цели и мотивы взаимодействия: он начинает общаться с ними, - прагматизм сменяется непрагматизмом. Этот переход ярко демонстрирует то, что у младшего школьника вопрос «зачем» сменяется вопросом «почему».
В то же время исследования показывают, что около 50% младших школьников демонстрирую т в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе: «Природа – наше самое главное богатство», «Лес нужно охранять, потому что из него делают карандаши и линейки!». Такой «прагматизм» младшего школьника является следствием антропоцентрического, прагматического содержания школьного образования: в своих высказываниях ребенок просто использует штампы, услышанные им от учителя. Сам он скорее предпочитает поиграть с собакой, чем «делать карандаши и линейки».
Таким образом, для младших школьников свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем школьном возрасте является субъектно-непрогматической.
Как и в дошкольном возрасте, у младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первого, да и второго класса еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения – им интересно узнать вообще что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему».
Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...
Методические рекомендации по проведению лекционных занятий с применением
информационных технологий
Лекционный материал по теме «Тройные интегралы» приходится на конец 2-го курса и создает теоретическую основу для всех видов учебной деятельности по математическому анализу. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно пре ...
Половое воспитание. Когда начинать
Воспитание современной гармонически развитой личности - есть идеал, к которому стоит стремиться. Когда в твоей жизни появляется этот хрупкий и бесценный дар, сосуд, а именно душа человека-ребенка и мы, родители, взрослые несем огромную ответственность за воспитание своих чад. Да и любовь, заключает ...