Вопросы и задания самостоятельных работ краеведческого характера для проверки и закрепления предметных знаний учащихся, связанные с рассмотрением рисунков, составлением схем и заполнением таблиц, составляются таким образом, что направляют и формируют у школьников умения сравнивать только что изученные объекты с ранее изученными, находить признаки и черты сходства и различия, объяснять значение тех или иных особенностей объектов природно-социальной среды, давать краткие письменные ответы на вопросы. Матрас с кокосовым biolux-matras.ru.
Исходя из анализа методической литературы нами был сделан вывод о том, что организация деятельности учащихся с использованием заданий краеведческого характера является одним из важных компонентов в формировании и развитии предметных (ОБЖ) знаний учащихся.
При составлении системы заданий краеведческого характера нами были использованы различные уровни познавательной деятельности школьников:
Задания на воспроизведение знаний и умений.
Задания на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей, обобщение).
Творческие задания.
В системе заданий краеведческого характера все их виды по содержанию были условно разделены на группы:
о научных основах охраны и рационального использования природы Сахалинской области;
об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни в Сахалинской области;
об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера в Сахалинской области;
об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера в Сахалинской области.
В целом, мы считаем, что предложенная нами система заданий краеведческого характера позволяет определить уровень освоения знаний по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и развить самостоятельность школьников при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае.
Последовательность включения системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Последовательность включения системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе
Тема урока |
Этапы урока |
Задания краеведческого характера |
Методы и методические приемы обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Какая техническая и производственная сфера деятельности человека существует в Сахалинской области? Какие производственные аварии могут возникнуть на территории Сахалинской области? Какие производственные аварии могут возникнуть в результате опасных природных явлений Сахалинской области? |
Беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие умственных способностей, умений и навыков (закрепление) |
Задание: заполните таблицу «ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий»
|
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Задание: напишите доклад о техногенных авариях (катастрофах), произошедших на территории г. Южно-Сахалинска или Сахалинской области. Какие потенциально опасные объекты расположены в г. Южно-Сахалинске, в Сахалинской области? Напишите мини-сочинение о реальных авариях и катастрофах, произошедших в Сахалинской области, г. Южно-Сахалинске и причинах их возникновения. |
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Краткая характеристика основных типов ЧС техногенного характера и их последствий |
Закрепление полученных знаний на уроке |
Какие техногенные аварии и катастрофы возможны в г. Южно-Сахалинске, в Сахалинской области? Составьте ранжированный список (по убыванию степени вероятности возникновения) аварий и катастроф. При каких условиях Сахалинской области или иных авария (катастрофа) может перерасти в ЧС? |
Самостоятельная работа по вопросам повышенной трудности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Основные причины техногенных аварий и катастроф |
Формирование новых знаний, условий и навыков |
Задание: Ответьте письменно на вопросы: Каковы, по вашему мнению, наиболее часто встречающиеся причины аварий (катастроф) в г. Южно-Сахалинске, Сахалинской области? Какие чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного и экологического характера могут возникнуть при: - природном наводнение в Сахалинской области? - цунами в Сахалинской области? - обвале в Сахалинской области? - урагане, шквальном ветре в условиях Сахалинской области? |
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Предложите перечень мероприятий, которые необходимо проводить на промышленных предприятиях Сахалинской области для снижения вероятности возникновения техногенных аварий (катастроф)? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Пожары и взрывы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Пожары |
Развитие умственных способностей, умений и навыков |
Перечислите основные способы прекращения горения, применяемые при тушении пожара: в многоквартирном доме г. Южно-Сахалинска *на нефтяном, газовом месторождении северной части о. Сахалин |
* - задание повышенной трудности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание: найдите информацию о группах возгораемости веществ и материалов, используемых в производственной сфере человека в Сахалинской области? |
Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Взрывы |
Закрепление полученных на уроке знаний |
Задание: письменно ответьте на вопросы: Перечислите промышленные и хозяйственные объекты Сахалинской области, относящиеся к взрывоопасным. Являются ли взрывоопасные объекты Сахалинской области также и пожароопасными? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры. |
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов |
Развитие умственных способностей, умений и навыков |
Вопросы: 1. Какие ошибочные действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе г. Южно-Сахалинска? 2. Что мешает людям в местах массового скопления (магазинах, театре, гостиницах г. Южно-Сахалинска) успешно справиться с пожаром? |
Беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Найдите дополнительную местную информацию о пожарах (природных и техногенных), произошедших на территории Сахалинской области? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Возможные последствия пожаров и взрывов |
Домашнее задание |
Задание: используя учебную и дополнительную информацию, заполните таблицу Последствия пожаров и взрывов на промышленных предприятиях и в жилом секторе Сахалинской области
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов |
Закрепление полученных на уроке знаний |
Задание: Составьте схему (план) эвакуации людей в случае возникновения пожара в школе Сахалинской области. Составьте для действий в случае, если пожар возник в квартире, при условии, что вы проживаете на 4-5 этаже. |
Самостоятельная работа с учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Химические вещества и опасные объекты |
Закрепление полученных на уроке знаний |
Задание: используя дополнительную информацию, определите отрасли экономики Сахалинской области, в которых используются АХОВ и заполните таблицу.
|
Самостоятельная работа по заполнению таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО |
Домашнее задание |
Задание: На основании памятки (инструкции) Управления ГО и ЧС Сахалинской области, карты г. Южно-Сахалинска и места расположения ХОО составьте текст речевой информации о действиях населения при аварии. Используя материал § 4.1, а также дополнительную справочную литературу, составьте таблицу отличительных признаков АХОВ, которые с большей долей вероятности используются на промышленных предприятиях г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Радиоактивность и радиационно опасные объекты |
Развитие умственных способностей, умений и навыков |
Вопросы: Назовите виды радиационно опасных объектов Есть ли радиационно опасные объекты в Сахалинской области, в Дальневосточном регионе? К какой чрезвычайной ситуации могут привести аварии радиационно опасных объектов в Дальневосточном регионе? |
Беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности |
Домашнее задание |
Смоделируйте рекомендации, которые следует соблюдать, если жители Сахалинской области будут проживать на радиоактивно зараженной местности |
Письменная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Гидродинамические аварии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Гидродина-мические аварии и гидротехнические сооружения |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Вопросы: Какие стихийные бедствия природного характера в Сахалинской области могут вызывать образование гидродинамических аварий? Какие топографические особенности местности Сахалинской области могут повлиять на образование гидродинамических аварий? |
Беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 6. Нарушение экологического равновесия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. Экология и экологическая безопасность |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Вопросы: Приведите примеры видов воздействия человека на окружающую природную среду Сахалинской области. Приведите примеры источников загрязнения окружающей среды Сахалинской области. Какие природные факторы Сахалинской области влияют на загрязнение окружающей среды? |
Беседа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Составьте и заполните таблицу о влиянии предприятий на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) на окружающую природную среду.
Письменно ответьте на вопрос: что вы можете предложить для повышения экологической безопасности в Сахалинской области? |
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. Загрязнение атмосферы |
Развитие умственных способностей, умений и навыков |
Вопрос: Назовите основные источники загрязнения атмосферы в г. Южно-Сахалинске, Сахалинской области? Задание: Дайте оценку состоянию атмосферы в г. Южно-Сахалинске или Сахалинской области. |
Беседа Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.4. Загрязнение почв |
Домашнее задание |
Задание: Заполните схему:
|
Самостоятельная работа по составлению схемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.5. Загрязнение природных вод |
Закрепление полученных на уроке умений и навыков |
Составьте схему:
|
Самостоятельная работа по заданию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ (ПДК). Краткая характеристика экологической обстановки в России |
Домашнее задание |
Задание: Перечислите основные законодательные акты и выскажите свои предложения, какие вопросы регулируют каждый из них в Сахалинской области? Выясните, какие вещества наиболее сильно загрязняют атмосферу, почву и воду в районе вашего проживания (г. Южно-Сахалинск); отметьте, превышают ли концентрации загрязняющих веществ допустимые значения. Выясните, какими веществами может быть загрязнен район вашего проживания (г. Южно-Сахалинск) в случае аварии на предприятиях Сахалинской области (Дальневосточного региона). Какие действия вы предпримите при возникновении такой ситуации? |
Самостоятельная работа по составлению реферата |
Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение
Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может бы ...
Информатика и информационные
технологии
Информатика как научное направление обязана своим происхождением идеям создания компьютера. В США науку о вычислительной технике назвали компьютерные науки, во Франции ей дали имя информатика от слов информация и автоматика. У нас это понятие прижилось как "информатика". В целом, информат ...
Изучение
уровня этнокультурной компетентности младших подростков
Эксперимент проводился на базе школы № ГОУ СОШ №536 г. Москва ул. Азовская д 41 В исследовании принимало участие 28 детей 5 «А» класса. В начале эксперимента нами было проведено исследование по изучению уровня этнокультурной компетентности младших подростков. Как отмечает М. Беннет, вначале у ребен ...