Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе

Страница 2

В зависимости от цели и задач конкретной темы раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасности и защита человека», содержания изучаемого материала, необходимо использовать разнообразную работу с заданиями на любых этапах комбинированного урока, а также и во внеклассное и внеурочное время. Различное содержание заданий используется для фронтальной, групповой и индивидуальной проверки знаний и умений учащихся, при изучении новых тем или для закрепления уже полученных знаний об чрезвычайных ситуациях техногенного характера. В этом случае задания будут иллюстрировать уже знакомый материал, служить повторением уже изученных фактов и понятий.

В целях реализации элементов развивающего обучения учитель может организовывать и использовать задания для самостоятельной работы учащихся на этапе урока по изучению нового материала. В дидактическом отношении это более рациональный путь, так как он отвечает высшему уровню усвоения знаний и носит исследовательский характер, служит источником приобретения новых знаний, развития умений и навыков познавательной деятельности учащихся.

В методическом плане учитель отводит на уроке время для задания, руководит ходом его выполнения, а после завершения работы подводит итоги, оценивает выполненную работу школьником.

Для успешной работы особое значение имеет мотивационная сторона, поэтому при организации выполнения заданий, особенно с различной степенью трудностей, подчеркивается важность решения поставленного вопроса для понимания сущности процессов и явлений, происходящих в природно-социальной среде.

Большинство заданий для самостоятельной работы школьников направлено на повышение интереса к учебному предмету, познанию природно-социальной среды родного края.

Таким образом, вышеизложенные методические условия реализации заданий для самостоятельной работы школьников при изучении ОБЖ мы использовали при моделировании системы заданий краеведческого содержания на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе.

Практика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе имеет необходимые возможности для широкого внедрения материалов краеведческого содержания в процессе предметного обучения [19, 20, 32, 33 и др.].

Выполняя на уроках различного рода задания, учащиеся приобретают более глубокие и прочные знания по «Основам безопасности жизнедеятельности», четкие представления, которые служат хорошей основой для развития у школьников общих и частных предметных понятий.

В процессе применения краеведческих заданий у школьников развиваются внимание, наблюдательность, исследовательские умения и навыки, значительно активизируется познавательная деятельность.

Задания краеведческого содержания могут применяться как актуализации опорных знаний (опрос пройденного материала), при изучении нового материала, так и при его закреплении и проверке знаний, то есть на всех этапах обучения.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса имеет разные возможности использования в обучении учащихся множество разнообразных заданий краеведческого характера.

Включение во время изучения нового материала заданий краеведческого характера будет носить исследовательский характер, служить для школьников источником получения новых знаний. Задания краеведческого содержания, используемые учителем с целью закрепления уже полученных знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, могут быть иллюстрацией к знакомому или уже изученному материалу, подтверждением рассказа или объяснения учителя. Учитывая современные требования к процессу обучения, на уроках по основам безопасности жизнедеятельности следует стремиться, как можно чаще ставить школьников в положение первооткрывателей, отдавать предпочтение первому варианту организации работы как наиболее эффективному в учебно-воспитательном отношении [25 и др.].

Организуя разнообразную самостоятельную работу учащихся по заданиям краеведческого характера, учитель может осуществлять дифференцированный подход в обучении, определив одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Проблема содержания учебных предметов
Есть несколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между ...

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Периодизация дошкольного детства, как основа создания благоприятных условий развития ребенка
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского ра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru