Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Новое образование » Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей.

Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости (руководитель темы - К.В. Тарасова). В детском саду № 2036 г. Москвы была открыта специальная группа одарённых детей, среди которых были и музыкально одарённые. В фокусе внимания исследователей оказался процесс становления системы музыкальности, составляющих ее музыкальных способностей, индивидуальные и возрастные особенности их развития у дошкольников с выраженными задатками одаренности, в том числе музыкальной. Эта работа привлекла внимание, т.к. наш детский сад реализует программу «Развитие» Л,А, Венгера, в которой особое внимание уделяется работе с одаренными детьми.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

На территории п. Рефтинский в 2010 году стартовала муниципальная комплексная целевая программа «Поддержка талантливых детей» на 2010-2012 годы. Целью, которой является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности. Авторы программы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой программы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей. Таким образом, детские сады получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем

:

· Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

· Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

· Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Объект проектирования

– педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования

- психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Цель

– Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Гипотеза:

Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях

:

- Работа с детьми,

- Работа с педагогами и родителями.

Участниками проекта являются воспитанники детского сада №50 «Колобок», педагоги и родители. Настоящий проект рассчитан на 5 лет следующего межаттестационного периода с 2010 по 2015 г.г., ниже в таблице приведены этапы его реализации.

Этапы реализации проекта

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Разработать проект детского объединения «Жемчужинки»

2010 г.

Диагностический

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с выраженной музыкальностью

2010 г.

Практический

1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми

2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми

2011 - 2014 г.г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

2015 г.

В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться в ежемесячном выпуске газеты «Колобок». Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в местной газете «Тевиком», а так же на сайте Управления образования п. Рефтинский. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

Новые статьи:

Что такое воспитательная система
По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление [5, 13, 14]. Воспитательный п ...

Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан. Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозн ...

Методы исследования письма
В экспериментальном исследовании приняли участие 6 учеников первых классов с билингвизмом и 6 учеников без билингвизма на базе МОУ СОШ № 29 города Сургута. Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана под руководством доктора педагогических наук, професс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru