Культура здоровья

Новое образование » Культура здоровья

Страница 3

учебные заведения системы высшего профессионального образования обладают значительным потенциалом воспитательного влияния, которое могло бы обеспечить формирование культуры здоровья студентов: приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, разнообразные возможности клубных форм воспитания, просветительская работа, интегрированная в учебный процесс, и т.п. Но на практике эти возможности реализуются недостаточно, и период обучения в вузе становится одним из стрессогенных этапов в жизненном цикле человека.

Забота о здоровье – это особый компонент личной жизнедеятельности индивида, который может быть проанализирован с позиций акмеологии и теории субъектной регуляции жизненного пути личности. Причем мы предполагаем, что понятие жизненного пути личности (стратегии жизни) является более широким, чем понятие деятельности. Человек как субъект здорового образа жизни должен исследоваться во взаимосвязи личностного саморазвития и освоения культуры в контексте целостного процесса жизнедеятельности.

В соответствии с этой идеей одним из результатов педагогического процесса профессионального образования является формирование культуры здоровья специалиста – интегрального свойства его личности, проявляющегося в способности достигать, сохранять и развивать духовное, психологическое, физическое и социальное благополучие. Рассмотрение здоровья в рамках концепции благополучия позволит более полно выявить философские, психологические, культурологические и социальные аспекты его формирования.

П. И. Калью выделяет шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;

здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;

здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;

способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;

полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить затем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). С теоретической точки зрения логично было бы предположить, что человек может обрести совершенное здоровье только в совершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но они являют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можем представить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошим может быть человек. Хорошая среда способствует развитию хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем.

Термин "культура здоровья" полагает применение культурологического подхода, по которому трансформация личной культуры в сфере элементов образа жизни, связанных со здоровьем, должна быть обусловлена достаточно широким спектром образовательного взаимодействия, далеко выходящим за рамки отдельных учебных дисциплин.

Рассматривая взаимосвязь духовно-нравственного и психологического компонентов здоровья, необходимо обратиться к восточной философии: ведической и даосской концепциями здоровья. Оздоровительные системы и профилактическая медицина востока очень созвучны современной холистической теории здоровья. Как сказал нобелевский лауреат Нильс Бор, задача современной науки – соединить новейшие формулы Эйнштейна с древней мудростью вед. Эти слова были произнесены в начале ХХ в. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило его провидческую мысль. От ядерной физики до медицины и биологии мы можем наблюдать ренессанс идей, выраженных за несколько тысяч лет до рождества Христова в ведах и литературе даосизма. Анализируя и сопоставляя оздоровительные концепции традиционной восточной медицины, ощущаешь их принципиальное тождество. Складывается впечатление, что когда-то все знания древних о здоровье и эволюции человека составляли единое целое. До наших дней дошли лишь осколки древнего знания, своеобразная мозаика, в которой единая информация различно преломилась через историю и культуру народов востока.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Понятие «профессиональное воспитание». Принципы профессионального воспитания
Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие "воспитание" может быть истолковано в четырех значениях: - воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом; - воспитание в широком педагогическом смысл ...

Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместно ...

Показатели качества образования
Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества: 1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения; 2. качество учебных программ; 3. качество студентов; 4. качество инфраструктуры; 5. качество знаний; 6. внедрение процессных инн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru