Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. В содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеклассной работы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников. Среди них можно назвать такие, как классные часы, спортивные соревнования, беседы, конкурсы, агитбригады, деловые игры, экскурсии и др.
Основной формой работы является организация классных часов, которые дают возможность рассмотреть самые разнообразные вопросы, связанные с формированием ЗОЖ. Это и вопросы борьбы с табакокурением, соблюдением режима дня, правильным питанием и др. Преимущество классных часов заключается в возможности рассмотрения самых разнообразных вопросов ЗОЖ, в несложности реализации, а также определённой камерности обсуждаемых вопросов.
В педагогической практике также широко используются викторины, конкурсы, лекции и беседы, а так же различные внеучебные и внеклассные мероприятия.:
Важным направлением работы педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, которая проводится в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, родительских собраний. Такая работа даёт возможность не только просветить родителей в вопросе ЗОЖ, но и скорректировать воспитание детей в семьях.
Другим аспектом деятельности школы является организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем, приобретении других порочных привычек. Для оказания помощи подросткам в организации досуга необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Педагогу важно знать интересы, склонности и увлечения детей, чтобы помочь организовать содержательный досуг.
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Большую часть детей, которых мы относим к группе риска, трудно сориентировать на здоровый образ жизни через лекции и диспуты. Нужно это сделать через спорт. Культ физической силы всегда привлекал “трудных” подростков. Важно направить эту естественную тягу в нужное русло – русло формирования ЗОЖ.
Занятия в тренажерном зале, развитие физических качеств, станут инструментом формирования таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность, воля, трудолюбие и др. Главное – появится потребность в заботе о своем теле, возможность приложения физической силы в социально приемлемом направлении.
На примере занятий борьбой. Учитывая то, что на занятия борьбой приходят дети и подростки так называемой «группы риска», значимость привлечения этих детей к регулярным занятиям спортом, возрастает не только потому, что они крепнут физически, но самое главное, что дети отвлекаются от «улицы» со всеми ее «прелестями». Именно занятия борьбой помогают юношам определиться в жизни, приобрести правильные жизненные ориентиры, реализовать свои способности для пользы личной и общества. Занятия борьбой, это не только тяжкий труд тренировок, но и познание мира с лучшей его стороной, общение с интересными людьми, особенно когда юные борцы участвуют в соревнованиях.
Методика определения готовности к школьному обучению М.Н.
Костиковой
В основу методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положена идея, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполне ...
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения
с родителями
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместно ...
Классификация народных игр
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам: По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающе ...