Большую роль в организации НИРС играет руководитель. Иногда даже небольших изменений, которые он вносит в организацию труда, оказывается достаточно, чтобы при тех же людских и материальных ресурсов улучшить научные показатели.
Руководитель должен быть, во-первых, талантливым ученым, создающим идеи, во-вторых, способным добиваться напряженной, вдохновенной и высокопроизводительной работы студентов, и, в-третьих, ему необходима интуиция, помогающая определять, что важно и что нет в работе коллектива (Лукашов, 1993).
В деятельности преподавателя очень важным моментом является его умение раскрыть научно-исследовательский потенциал студентов, чтобы их деятельность не носила бы только формальный (т.е. чисто образовательный, конъюнктурный) характер, а имела выход на креативный, творческий уровень (Пурин, 2006).
При подготовке руководителей следует учитывать, что требования к ним не могут быть одинаковыми: наряду с некоторыми общими чертами они должны отражать особенности исследований и специфику самих коллективов.
Научный руководитель в процессе проведения НИРС должен:
Привлекать студентов самостоятельно решать встающие перед ними сложные задачи, искать новое, неизвестное в предмете своего исследования;
предоставлять свободу выбора;
следить за научными исследованиями студентов;
направлять на правильный путь ход мыслей и результаты исследований студента;
прививать студентам чувство нового, способность к новаторству, умение видеть перспективы развития науки.
При реализации данных условий формируется субъектная позиция студента в образовательном процессе.
Теоретические основы информационных
технологий
Переход в новое тысячелетие совпадает со сменой эпох в развитии общества. Эпоха индустриального общества должна смениться эпохой информационных технологий, когда человечество переходит на новый этап развития информационный. В XXI в. уровень развитости государства будет определяться скорее не объемо ...
Закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователям нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохраненном интеллекте) ни была присуща ребенку, ...
Сущность внеклассной работы, её цели и задачи
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспита ...