Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, мы стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуаций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.
Первые наблюдения за детьми исследуемых групп позволили обнаружить, что, наряду с играющими контактными, встречаются малообщительные дети. Мы выделили 11 малообщительных ребят, которые стали объектом специального экспериментального исследования. Кроме малообщительных специальному изучению подверглись 8 детей, чья игровая деятельность сопровождалась открытыми конфликтами со сверстниками.
Рассмотрим сначала данные обследования малообщительных детей. Прежде всего мы попытались выявить объективную картину их общения со сверстниками. В связи с этим была использована методика срезовых замеров структуры группы. Результаты первого срезанного эксперимента показали, что у всех выделенных 11 детей действительно снижены основные динамические характеристики общения по сравнению с остальными: невелико количество контактов со сверстниками, сужен круг общения, отсутствуют избирательные контакты (важный показатель качественной стороны общения). Вместе с тем высок процент времени, проводимого в одиночной игре. Для примера обратимся к средней группе детского сада № 327.
Приведенный материал срезов, как нам представлялось, является объективным подтверждением предположения о существовании серьезных осложнений в отношениях малообщительных детей с их сверстниками.
Малая общительность – объективно существующее явление, у таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми.
Таблица 1.
Сравнительные результаты 1-го и 2-го срезовых экспериментов
Дети |
Интенсивность общения (кол-во контактов) |
Экстенсивность общения (широта круга общения) |
% случаев одиночной игры |
Гера А. |
76/70 |
16/17 |
12/14 |
Вова Л. |
69/50 |
15/10 |
26/28 |
Алла Г. |
80/86 |
19/17 |
10/6 |
Оля Г. |
92/68 |
15/16 |
14/16 |
Света Г. |
80/76 |
18/17 |
4/2 |
Надя К. |
80/52 |
12/10 |
20/40 |
Женя Н. |
00/76 |
17/15 |
3/6 |
Оля П. |
54/48 |
10/7 |
34/46 |
Света С. |
69/40 |
11/7 |
22/26 |
Алла С. |
96/80 |
19/17 |
6/8 |
Маша С. |
92/80 |
22/24 |
4/6 |
Кирилл Т. |
62/54 |
4/12 |
9/20 |
Илья К. |
65/15 |
17/12 |
28/24 |
Сережа Ж. |
80/72 |
18/18 |
18/24 |
Настя Н. |
100/94 |
17/17 |
17/18 |
Миша Т. |
80/76 |
20/19 |
11/2 |
Кирилл Ж. |
96/96 |
18/18 |
2/8 |
Олег У. |
80/80 |
16/16 |
6/10 |
Алеша Н. |
72/72 |
19/20 |
3/3 |
Лепя Л. |
70/72 |
16/22 |
10/10 |
Дима Н. |
73/74 |
22/20 |
12/10 |
Таня А. |
60/52 |
14/7 |
24/36 |
Люда В. |
80/78 |
19/20 |
4/6 |
Сергей 0. |
96/98 |
17/18 |
4/2 |
Миша 0. |
70/90 |
16/17 |
10/0 |
Лена С. |
76/76 |
20/16 |
17/16 |
Лена Т. |
88/80 |
19/19 |
3/4 |
Средние данные по группе |
79/72 |
17/16 |
12/10 |
История развития информационных технологий
На всех этапах развития общества ИТ обеспечивали информационный обмен между людьми, а также странами, уровень и возможности хранения, регистрации и обработки информации, т.е. являлись синтезом методов оперирования человека с информацией в интересах его сферы деятельности. В последнее время степень ...
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения: 1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. 2. У учителей недостаточно ...
Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...