Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации

Новое образование » Адаптация к дошкольно-образовательному учреждению » Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации

Страница 3

В период до­школьного детства значительно увеличиваются требования к ребенку со стороны взрослого, касающиеся прежде всего норм и правил поведения в обществе. Кроме того, взрос­лый целенаправленно организует познавательную деятель­ность дошкольника, развивающую его память, мышле­ние, восприятие, внимание, воображение, речь, волю, помогает ребенку овладеть новыми, значимыми для него видами деятельности: игрой, рисованием, лепкой, аппли­кацией, конструированием, элементами учения и труда.

Изменяются также отношения ребенка со сверстника­ми. Примерно на пятом году жизни возникает детское об­щество. Его образование обусловлено развитием в этом возрасте у детей потребности в общении друг с другом. Значение детского общества для развития ребенка вели­ко. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доб­рожелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. И именно сверстни­ки дают возможность ребенку учиться критически оце­нивать поведение, действия другого человека. Ведь взрос­лый для ребенка слишком авторитетен, чтобы сомневать­ся в правильности того, что он делает. Кроме того, равенство со сверстником, отсутствие ограничений с его стороны, соучастие создают предпосылки для его самовыражения: « .общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребен­ке и для формирования у него волевых компонентов де­ятельности по утверждению, отстаиванию и защите сво­их достижений» (М.И. Лисина).

Важным становится статус в группе сверстников. Сте­пень популярности зависит от многих причин: от осо­бенностей поведения дошкольника, форм общения с дру­гими детьми, его знаний, умений, умственного разви­тия. Положение в группе сверстников реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на их при­знание, что чрезвычайно значимо для формирования от­ношения к себе и другим. Наконец, в период дошколь­ного детства ребенок овладевает новыми видами деятель­ности, что в значительной степени определяет его дальнейшее развитие: игрой, продуктивной деятельнос­тью, элементами труда и учения.

Ролевая игра становится ведущей в психическом раз­витии ребенка. В игровой ситуации развивается вообра­жение, формируется новый уровень обобщения и абстрак­ции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается его речь, возника­ют более сложные мотивы поведения, чувства, создают­ся благоприятные условия для развития воли. Следова­тельно, ролевая игра обеспечивает развитие как личнос­тной, так и познавательной сферы его психической жизни.

В этом же возрасте ребенок овладевает техникой ри­сования, лепки, аппликации, конструирования. В про­цессе развития продуктивных видов деятельности у дош­кольника совершенствуется восприятие, внимание, во­ображение, мышление, расширяются его представления об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способству­ет их эмоциональному, волевому, речевому развитию.

Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения. Специальные занятия развивают лю­бознательность, систематизируют знания о мире, дру­гих людях, самих себе.

Таким образом, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих ус­ловия для перехода его на новую ступень развития.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Методы и приёмы словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы накопления содержания детской речи: 1. Рассматривание предм ...

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее реш ...

Динамические методы исследования
Одним из существенных недостатков методов исследования пьезоэлектрических свойств полимеров является то, что при измерениях моделируются условия, которые не соответствуют реальным, так как полимерные пьезоэлементы используются для обнаружения и воспроизведения сигналов при более высоких частотах (т ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru