В нашем дошкольном учреждении работа по накоплению и уточнению активного и пассивного словарного запаса начинается с раннего возраста.
Поставлены следующие задачи:
1. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью.
2. Формировать и обогащать словарь детей.
В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения: «Что изменилось», «Скажи, кто квакает (крякает, мяукает)».Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Чем можем – поможем», «Подбери пёрышко».
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Роль игры в речевом развитии детей».
Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.
Проведение дидактических («Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем платье», «Выкупаем куклу» и др.) расширяют и углубляют знания детей, а следовательно, делают их игры более разнообразными. Большую помощь в работе оказал мне опыт воспитателя из г. Сыктывкара А. Каган – введение куклы в повседневную жизнь детей. Например, утром я встречала малышей вместе с куклой Таней, она «здоровалась» с ними. Днём эта же кукла помогала укладывать детей спать, а вечером, когда они уходили прощалась с ними. Малыши настолько привыкли к присутствию куклы, что не видя её, спрашивали: «А где наша Таня? Заболела?» Так они сами подсказывали игровые действия с куклой: мы измеряли ей температуру, Давали лекарство, вызывали врача, а когда Таня выздоравливала, она вновь встречала по утрам детей.
Добиться результатов в работе помог и тесный контакт с родителями. На собрании рассказала о значении игры в жизни ребёнка, посоветовала какие игрушки надо покупать детям раннего возраста, как оборудовать игровой уголок.
Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «формирование словаря у детей раннего возраста через дидактические игры» мы осознали, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.
Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение
Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может бы ...
Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...
Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и
работе с ней
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколь ...