1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели.
Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.
До недавнего времени младшим школьникам предлагались самостоятельные работы, направленные, как правило, на закрепление и совершенствование ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Эти работы ставили перед учащимися не новые задачи, а подобные тем, которые они выполняли под непосредственным руководством учителя.
Практика, однако, показала, что учащимся начальных классов вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний.
При использовании самостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель тщательно продумывает план этой работы, который может быть записан на доске, на большом листе бумаги либо на карточках. В плане предусматривается и разъясняется цель работы и путь ее достижения. В соответствии с этим план самостоятельной работы делится «а два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.
Однако в такой самостоятельной работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде. Поэтому уровень самостоятельности учащихся в такой работе недостаточно высок. Ее можно и нужно рассматривать, как определенную ступень в вооружении учащихся умением самостоятельно приобретать новые знания.
К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание в учебнике, на доске или на карточке, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают необходимыми умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, в планировании работы и т.п.
Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование умений, навыков, рациональных учебных действий в целом.
Одним из важнейших условий успешного формирования у младших школьников умений и навыков является осознание школьниками как самих действии, так и последовательности действий, которые надо применить, чтобы выполнить предложенное задание, решить орфографическую, математическую, трудовую или иную задачу.
Как показывают практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления содействуют такие упражнения, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются:
указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания;
программа действий, которая определяет, какие операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности;
предписания алгоритмического типа.
2. Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся.
Материалом, над которым самостоятельно работают учащиеся, могут быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.
Самостоятельные работы, связанные с наблюдением, постановкой опытов, с проведением практических и лабораторных работ, имеют очень большое значение, так как содействуют развитию у учащихся наблюдательности, исследовательских умений и навыков. Обучение учащихся такого рода самостоятельным работам осуществляется на предметных уроках.
Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д.
Умение работать с книгой - одно из важнейших умений учиться. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Без овладения умением работать с книгой учебный труд не может быть трудом, полным мысли, не может быть самостоятельным трудом. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд теряет свою прелесть, становится мучением для ученика.
Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе
Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста. В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения. Урок знакомства с произведением ( ...
Система внеурочной работы и организация
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: выявление ...
Необходимость и
сущность рейтинговых оценок
Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтяги ...