Обратимся к рассмотрению видов контроля при преподавании иностранных языков. Как было отмечено ранее, в вопросе о выделении видов контроля в отечественной методике нет единого подхода. Большинство методистов придерживаются общедидактического подхода, различая текущий и дидактический контроль. Лишь С.Ф. Шатилов, пытаясь учесть специфику иностранного языка как учебного предмета, предлагает ввести дополнительно понятия «обобщающий», «тематический» и «периодический». Следует заметить, что обобщающий контроль есть частный случай итогового. Таким образом, в отечественной методике не вскрыта специфика видов контроля, а имеющиеся попытки нельзя назвать удачными. Но, учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета, на сегодняшний день целесообразно различать следующие виды контроля:
итоговый
промежуточный
текущий
предварительный (или предваряющий).
На контроль вообще и на оценку в частности многие продолжают возлагать большие надежды. Пишут о том, что контроль выполняет обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую и т.д. функции. Между тем отмечается, что сопровождающая система баллов обладает многими недостатками: 1) отсутствием образа (эталона) для сравнения; 2) осложнением отношений между учителем и учащимися (ученик привыкает видеть в учителе не речевого партнера, а контролера, которого всегда можно обхитрить и обмануть); 3) отвлечение учителя от основных обязанностей обучать, а не контролировать; 4) превращение урока в скучное выспрашивание и т.п.
Можно предположить, что контроль в обучении есть некая фаза, необходимая для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля.при этом важно заметить, что последовательность эта направлена не вообще против необходимости и возможности контролировать учебный процесс, а против контроля как некоего суммативного, нерасчлененного понятия, определяющего некое вездесущее понятие.
Возвращаясь непосредственно к нашему вопросу об осуществлении контроля экстенсивного чтения, нужно отметить следующее:
учебная дисциплина «домашнее чтение» не подменяет ЭЧ, имея свои цели и формы работы над литературным произведением;
существующий подход к контролю ЭЧ с использованием целей, форм и приемов организации из зоны ИЧ в ЭЧ оказывается несостоятельным;
формы контроля ЭЧ в методике мало изучены и разработаны, а следовательно малоэффективны.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что контроль ЭЧ до сих пор остается вопросом, открытым для обсуждения, и необходимо искать новые формы контроля ЭЧ.
Если обратить внимание на личностно ориентированное обучение, то предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применение им на практике этих знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это – возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других вузов своего региона, других регионов страны и даже стран мира. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своего вуза, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Среди разнообразных направлений наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются следующие педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве;
метод проектов;
разноуровневое обучение.
При использовании проектной технологии обучение ИЯ в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности.
Данная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения (cooperative learning), при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успех каждого. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель - группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности.
Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса
младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств
Неуклонное улучшение речевых навыков "является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка" (Л.С. Выготский). Не случайно главная цель обучения в школе связывается с языковым развитием учащихся. Овладение родным языком как средством и способо ...
Методы и приёмы словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы накопления содержания детской речи: 1. Рассматривание предм ...
Формирование основных экологических представлений и понятий
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы ...