Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».
¾ Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала . (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно . (что делала?). Кошка поймала в саду . (кого?). Шерсть у кошки . (какая?), когти . (какие?). Кошка лежала с котятами . (где?). Котята играли мячиком . (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет Пришел почтальон: он принес . . Надо распилить дрова; где наша .? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне .».Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала - руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести . Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша .? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой .».
Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.
¾ Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник поливает . (что? где? когда? зачем?). Дети идут . (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
¾ Добавление придаточных предложении (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.
Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок:, чтобы купить картошки и мяса».
Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:
Кошка взобралась на дерево
Какое? -почему? зачем? -когда? –
¾ Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
¾ Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.
¾ Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы — голоса.
¾ Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака Залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».
Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.
Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7—10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.
¾ Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет—как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.
Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».
Понятие дистанционного обучения и качества дистанционного образования
Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем от ...
Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у
детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...
Конспект урока с использованием видео для старших классов средней школы
Предмет: английский язык Тема: «Feelings» Техническое оснащение: готовый ролик, проектор, экран, компьютер Цели урока: 1. развивающие · развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки · развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать св ...