Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

имеет место «заборность», условность письма;

не соблюдается связанность букв при письме;

полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Итак, графическая грамотность проявляется в том, допускает ли ученик ошибки. Графические ошибки делятся на две категории: слухо-артикуляционные и зрительно-двигательные. Первые зависят от степени развитости фонематического слуха и звуковой культуры (нарушение последовательности, пропуск, лишние буквы, замена букв, парных звуков). Вторые ошибки зависят от сформированности зрительно-двигательных образов букв в памяти ученика: 1. нарушение количества элементов в букве (буква Ш заменяется на И и наоборот, Щ – Ц, Х – Ж); 2. смещение элементов по размеру (р – п); 3. смещение элементов по форме (г – ч, н – ы); 4. изменение пространственного положения сходных элементов (ш – т, и – п).

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:

- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё – по полуовалу;

- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о –о;

- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и – линия с закруглением внизу;

Сравнение букв: У, И;

- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия – а, г, ж, з, к, н, п;

- составление группы букв на основе общего элемента;

- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);

- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй категории.

Таким образом, под графической грамотностью следует понимать определенную степень владения языком, элементами которого выступают графические объекты. Графические навыки – это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и и ...

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Память, сущность, виды и функции. Развитие и совершенствование профессиональной памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы фор ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru