Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

имеет место «заборность», условность письма;

не соблюдается связанность букв при письме;

полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Итак, графическая грамотность проявляется в том, допускает ли ученик ошибки. Графические ошибки делятся на две категории: слухо-артикуляционные и зрительно-двигательные. Первые зависят от степени развитости фонематического слуха и звуковой культуры (нарушение последовательности, пропуск, лишние буквы, замена букв, парных звуков). Вторые ошибки зависят от сформированности зрительно-двигательных образов букв в памяти ученика: 1. нарушение количества элементов в букве (буква Ш заменяется на И и наоборот, Щ – Ц, Х – Ж); 2. смещение элементов по размеру (р – п); 3. смещение элементов по форме (г – ч, н – ы); 4. изменение пространственного положения сходных элементов (ш – т, и – п).

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:

- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё – по полуовалу;

- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о –о;

- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и – линия с закруглением внизу;

Сравнение букв: У, И;

- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия – а, г, ж, з, к, н, п;

- составление группы букв на основе общего элемента;

- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);

- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй категории.

Таким образом, под графической грамотностью следует понимать определенную степень владения языком, элементами которого выступают графические объекты. Графические навыки – это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психологическая характеристика познавательной готовности дошкольников к обучению в школе
Учебная деятельность - это один из типов воспроизводящей деятельности детей, которая имеет совершенно особое содержание. Говоря, о готовности ребенка к школе мы не можем, не затронуть такой вопрос, как психологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к школе - сложное образова ...

Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...

Этиология и патогенез
Недоразвитие интеллекта может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созреванием мозга. Только среди экзогенных вредностей известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Наряду с ними существуют патогенные факторы ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru